Средний танк Pz.Kpfw.III
Страна производитель | Германия |
Год производства | 1937 |
Уникальность | Серийный |
Эпоха | Вторая мировая война |
Тип | Средний танк |
Серийность | Всего изготовлено около 6000 танков |
Боевая масса | 24,5 т |
Двигатель | V-образный, четырехтактный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения Maybach HL 120 ТРМ |
Мощность | 300 л.с. |
Максимальная скорость | 40 км/ч |
Запас хода | 155 км |
Бронирование | |
лоб корпуса | 50 мм |
борт корпуса | 30 мм |
башня | 30 мм |
Экипаж | 5 человек |
Вооружение | 50 мм пушка KwK39 L/60 |
2 пулемета | 7,92 мм MG34 |
Боекомплект | |
выстрелов | 84 шт |
патронов | 2700 шт |
Средства связи | радиостанция Fu 5, танковое переговорное устройство |
Описание:
С 1940-го до начала 1943 года являлся основным средним танком германской армии. Выпускался фирмами Daimler-Benz, Henschel, MAN, Alkett, Krupp, FAMO, Wegmann, MNH и MIAG. В производстве с 1936 по 1943 год.
В 1934 году Служба вооружения сухопутных войск (Heereswaffenamt) выдала задание на проектирование боевой машины ZW (Zugführerwagen — машина командира роты) массой 15 т, вооружённой 37-мм пушкой. В конкурсе участвовали четыре фирмы: Friedrich Krupp AG, Rheinmetall-Borsig, MAN и Daimler-Benz.
В начале 1937 года фирма Daimler-Benz получила заказ на первую, так называемую «нулевую серию», танки которой покинули заводские цеха к концу года. Новый танк получил армейское обозначение Panzerkampfwagen III (сокращённо — Pz.Kpfw.III или Pz.III).
Первой военной операцией, в которой приняли участие танки Pz.III, был захват Судетской области в Чехословакии в 1938 году. Незначительное их число в составе 1-й и 2-й танковых дивизий вермахта участвовало в оккупации Чехии и Моравии в 1939 году.
Однако по-настоящему они вступили в бой только во время польской кампании. На 1 сентября 1939 года в немецких танковых частях имелось всего 98 Pz.III. В Польше 26 из них были потеряны. При захвате Дании и Норвегии немцы потеряли еще 6 машин. К началу французского похода Панцерваффе располагали уже 381 машиной, 135 танков они потеряли в ходе боевых действий.
После поражения Франции, в рамках подготовки к вторжению на Британские острова, в конце лета 1940 года 168 танков моделей F, G и H были переоборудованы в танки подводного хода. Для частей Африканского корпуса был разработан тропический вариант танка с более производительными системами охлаждения и очистки воздуха.
Накануне войны с Советским Союзом вермахт располагал 965 танками Pz.III. К концу 1941 года потери в машинах этого типа на Восточном фронте составили 660 единиц! По мере поступления в войска танков PZ.IV, а позднее Pz.V и Pz.VI доля Pz.III в первой линии танковых частей постепенно сокращалась.
К марту 1945 года в боевых частях вермахта осталось только 164 Pz.III, еще 328 имелось в армии резерва. Незначительное количество Pz.III различных модификаций было поставлено союзникам Германии. Так, в 1942 году 10 танков получила Венгрия, 11 – Румыния. В 1943 году 10 танков закупила Болгария, а еще 7 – Словакия.
На базе Pz.III строились разнообразные самоходно-артиллерийские установки, командирские танки, огнеметные танки, машины передовых артиллерийских наблюдателей, ремонтно-эвакуационные машины. Были выпущены небольшие партии машин для перевозки боеприпасов и амуниции и саперных танков.