Мотоброневагон МБВ-2
Страна производитель | СССР |
Год производства | 1938 |
Уникальность | Редкий |
Эпоха | Довоенный |
Тип | Мотоброневагон |
Серийность | два экземпляра |
Интересные факты | |
1 | Последний и лучший из мотоброневагонов - получил новейшее вооружение и оборудование |
2 | Участвовал в советско-финской войне |
3 | Оборонял Ленинград во время Великой Отечественной войны, участвовал в прорыве блокады Ленинграда |
4 | Бой МБВ-2 под Ленинградом стал частью документальной хроники "Russian Offensive Over A Thousand Miles Front". |
5 | В 1960 году МБВ-2 сняли в художественном фильме "Крепость на колесах". |
Подвижность | |
Вес | 80 т |
Длина | 19,2 м |
Мощность двигателя | Бензиновый М-17, 500 л.с. |
Бронирование | |
Применяемая броня | Катаная гомогенная |
Корпус лобовая броня | 20 мм |
Корпус бортовая броня | 16 мм |
Башня лобовая броня | 20 мм |
Башня бортовая броня | 16 мм |
Днище | 8 мм |
Огневая мощь | |
Вооружение №1 | 3 × 76,2-мм КТ-28, затем замена на Л-11/Ф-34 |
Боекомплект вооружения №1 | 365 снарядов на три пушки |
Вооружение №2 | четыре пулемета Максима в шаровых установках по бортам корпуса, шесть пулеметов ДТ, счетверённая зенитная пулемётная установка М4 на крыше |
Боекомплект вооружения №2 | 32962 патрона |
Дополнительно | |
Экипаж | 34 человека по штату |
Средства связи | Радиостанция 71-ТК-2 |
Видео:
Описание:
Мотоброневагон МБВ-2 стал последним и лучшим среди "одноклассников"-мотоброневагонов. По огневой мощи он не уступал многим бронепоездам, при этом был гораздо легче, компактнее и подвижнее, с более толстой броней. Имел новейшее оружие и оборудование. МБВ-2 с честью прошел советско-финскую войну и оборону Ленинграда, "снимался" в документальном и художественном кино.
Что такое мотоброневагон? Если кратко — "как бронепоезд, только лучше".
Бронепоезд может нести мощную пушку или даже несколько, плюс батарею пулемётов. Бронепоезд очень быстр, но у него паровой двигатель, из-за этого он долго, до нескольких часов, "разводит пары". Нужно много топлива и много воды, причем не абы какой, а чистой. Если поблизости нет водокачек, воевать очень трудно. При этом поезд, отягощенный броней, еще и не по всякому рельсовому пути сможет проехать.
Первые мотоброневагоны изобрели в Первую мировую войну. Вместо парового двигателя взяли бензиновые моторы от автомобиля, вместо целого поезда — бронированный вагон с пушками и пулеметами. То есть мотоброневагон куда компактнее и легче бронепоезда, но вооружён и защищён почти так же сильно, а двигаться может быстрее, и меньше зависит от топлива и воды. Так появился мотоброневагон "Заамурец", участник Первой мировой. Бури гражданской войны "унесли" его в Китай, где уникальное оружие и пропало бесследно.
В тридцатые годы двадцатого века настало время нового поколения техники.
Сначала мотоброневагоны Д-2 шли на вооружение частей НКВД, а в 1935 году задание на разработку первого мотоброневагона для армии получило конструкторское бюро СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде, лучшего в стране танкового завода.
К 7 ноября 1936 года, то есть к празднику Октябрьской революции, мотоброневагон МБВ № 01, был готов.
"Первенец" получил мощнейший в то время танковый двигатель М-17 в 500 "лошадей" и три башни от танков Т-28. Причём Т-28 тогда считались танками качественного усиления и стоили около четверти миллиона рублей, что говорит о важности проекта мотоброневагона.
80-тонный мотоброневагон (против примерно 500 тонн у обычного бронепоезда) был вооружен буквально до зубов — три 76-мм пушки КТ-28 в башнях, по бортам четыре пулемёта Максима в шаровых установках, как у бронепоездов, в корме корпуса — скорострельный пулемёт ДТ, и М4 — выдвижная зенитная установка счетверенных пулеметов, стреляющая через откидную крышу зенитного отделения вагона.
Учитывая, что на испытаниях мотоброневагон разогнался до 104 км/ч, в теории он мог внезапно обрушить на врага настоящий шквал огня. При этом мотоброневагон двигался куда тише и давал гораздо меньше дыма, чем бронепоезд.
Толщина сварного бронекорпуса вагона обтекаемой формы без острых углов доходила до 10-20 мм. Для ходовой части образцами взяли вагонные тележки новейших электропоездов.
Мотоброневагон немного напоминал боевой корабль, только на рельсах — рубка командира с дальномером и стереотрубой, прожектор морского типа, радиорубка (с танковой радиостанцией 71-ТК-2), внутренняя телефонная связь на десять абонентов.
МБВ-2, второй и последний в серии мотоброневагон (в документах обозначался как МБВ № 02), был принят 17 апреля 1937 года. Он получил улучшенную коробку передач, внутреннее оборудование и систему связи.
В 1938-1939 МБВ-2 успешно прошёл более 25 000 километров, расстрелял на испытаниях 400 снарядов и 12000 патронов к пулемётам.
Однако прогресс техники не стоял на месте. В целом мотоброневагон посчитали вполне пригодным, но отметили его слабую броневую защиту и ПВО. Поэтому на МБВ-2 серия закончилась, а выпуск последующих вагонов отменили.
В конце 1939 года на МБВ-2 пушки КТ-28 заменили на Л-11, тоже 76-мм калибра, но более мощные.
Боевое крещение МБВ-2 прошел на Карельском перешейке во время советско-финляндской “Зимней” войны. С 10 марта 1940 года броневагон подавлял огневые точки финнов у полустанка Лиииматта, а заодно отвлекал на себя огонь противника.
После победы МБВ-2 стал учебным пособием для командиров танковых войск.
С началом Великой Отечественной войны мотоброневагон снова пошел в бой.
C 20 июля по 30 августа 1941 года МБВ-2 поддерживал огнем обороняющиеся под Ленинградом части, но вышла из строя ходовая часть, на броне от бомбежек были пробоины и трещины.
После ремонта мотоброневагон с 21 октября вновь сражался, защищая блокадный Ленинград. На фото 1942 года видны дополнительные зенитные пулеметы ДТ.
В 1942 году бой МБВ-2 попал даже в зарубежную документальную хронику "Russian Offensive Over A Thousand Miles Front".
Летом 1943 года ветерана снова перевооружили, установив танковые пушки Ф-34.
С января 1944 года МБВ-2 своим огнем помогал прорывать блокаду Ленинграда, а в мае-июне того же года поддерживал наступление на Сестрорецком направлении, против финских войск, с которыми он уже сражался в начале боевого пути.
После победы в 1947 году поступил на военный склад в Брянске. Несмотря на солидный возраст и пройденные войны, МБВ-2 оказался достоин модернизации — с 1948 по 1951 ему заменили бензиновый двигатель М-17 на новый дизельный В-2-34 (как на прославленных "тридцатьчетверках"), упростили электрооборудование и убрали зенитный пулемет.
В 1960 году МБВ-2 сняли в художественном фильме "Крепость на колесах", а в 1965 году МБВ-2 передали на хранение в Кубинку. Сейчас заслуженного ветерана многих боев можно увидеть на рельсах железной дороги в парке "Патриот".