Пехотный танк Mk.III "Valentine II"
Страна производитель | Великобритания |
Год производства | 1940 |
Уникальность | серийно выпускался с 1940 по 1944 гг. |
Эпоха | Вторая мировая война |
Тип | пехотный танк |
Серийность | серийный |
Боевая масса | 16,5 т |
Дизельный двигатель (AEC) | четырехтактный шестицилиндровый дизель |
Максимальная мощность | 130 л.с. |
Экипаж | 3 человек |
Вооружение: | |
орудие | 40 мм пушка QF 2 Pounder Mk IX |
пулемет | 7,62 мм Браунинг M1919A4 |
Боекомплект: | |
выстрелов | 60-62 шт. |
патронов | 3150 шт. |
Средства связи | радиостанция №11 |
Скорость движения | 25 км/ч |
Запас хода | 180 км |
Бронирование: | |
лоб корпуса | 38 мм |
лоб башни | 38 мм |
Описание:
Английский пехотный танк INFANTRY TANK MARK III** «Valentine II» спроектирован в 1938 году и произведен фирмой «Vickers-Armstrong» (Виккерс-Армстронг) в 1941 году. По программе «Ленд-лиза» поставлялся в СССР.
За время серийного выпуска с июня 1940 до конца 1944 года было выпущено 8275 «Валентайнов» различных модификаций.
Танки «Валентайн» использовались в армейских танковых бригадах, как танки поддержки пехоты и частично в танковых дивизиях английской армии. Находились на вооружении Красной армии в первый период Великой Отечественной войны. Оставался на вооружении некоторых стран Британского Содружества вплоть до 1955 года.
Проект был частной инициативой фирмы «Виккерс» и поэтому не имел официального проектного «A»-обозначения, в отличие от других британских танков.
Отправной точкой для создания «Валентайна» послужили ранее созданные фирмой «Виккерс» машины – крейсерские танки Mk-I (A9), Mk II (A10), а также пехотный танк «Матильда» Мк-I (А11).
В июне 1940 года на фирме Vickers началось серийное производство Mk III, чуть позже к нему присоединились и остальные фирмы. Первые 350 танков Mk III оснастили карбюраторными двигателями и получили обозначение Mk III*. На всех последующих танках этого типа устанавливались дизельные двигатели. Модификация с дизелем АЕС 189 английского производства получила обозначение Mk III**. После этого стало ясно, что по мере модернизации танка (на подходе был вариант с трехместной башней, а кроме того, требовалось как-то обозначать и канадские машины) «звездочная» система превратится в нечто громоздкое и неудобоваримое. Поэтому пехотный танк Mk III получил имя Valentine («Валентайн», а по- русски — «Валентин»), его первая серийная модификация стала называться Valentine I, вторая — Valentine II и т.д.
Новый танк проектировался как пехотный, но в то же время предполагалось использовать на нём удачные решения, применённые на крейсерских танках, а также как можно большее количество их узлов и агрегатов. Вертикальное усиленное бронирование планировалось, как и на Мк-1 (A11), но вооружение должно было стать пушечным (40 мм пушка) в двухместной башне.
Чтобы при заданном уровне бронирования не допустить чрезмерного возрастания массы танка, что повлекло бы за собой невозможность использования ходовой части и моторно-трансмиссионной установки A10, конструкторам «Валентайна» пришлось пойти на максимальное уменьшение габаритов будущего танка.
Получившийся в результате танк сложно было однозначно отнести к пехотным или к крейсерским танкам. Его бронирование было несколько заниженным по меркам пехотных танков, но низкая скорость (вдвое ниже, чем у крейсерского) не позволяла ему стать и крейсерским.
В дальнейшем, как показала практика, он довольно успешно сочетал в себе лучшие стороны пехотных и крейсерских танков.
Танк «Валентайн-2» выпуска 1941 года с заводским номером Т 27543 представлен в экспозиции 8 павильона Музейной площадки №1 Центрального парка «ПАТРИОТ».