Top.Mail.Ru
Подписывайтесь на наш Telegram! Это самый оперативный источник информации о Парке.

Грузовой автомобиль ЗИС-5 (1938 год выпуска)

Один из основных автомобилей РККА и второй по массовости грузовик 1930-40-х гг.
Страна производитель СССР
Год производства 1933-1958 гг.
Уникальность Серийный
Эпоха Довоенный
Тип Грузовик
Серийность Выпущено 571 199 автомобилей
Масса 3000 кг + 3000 кг (груза)
Длина 6060 мм
Ширина 2235 мм
Высота 2160 мм
Экипаж 1 (мест в кабине: 2)
Двигатель 73 л.с. при 2300 об/мин.
Запас хода 205 км
Максимальная скорость 60 км/ч по шоссе

Описание:

Советский автомобиль ЗИС-5, грузоподъемностью 3 тонны, второй по массовости грузовик 1930-1940-х годов (первое место занимал ГАЗ-АА). Во время ВОВ – один из основных транспортных автомобилей Красной Армии. Производился на автомобильном заводе имени Сталина с 1933 по 1948 год. Во время войны упрощенная военная модификация ЗИС-5В выпускалась заводами ЗИС (1942—1946 годы), УльЗИС (1942—1944 годы) и УралЗИС (1944—1947 годы).

На конвейер ЗиС-5 был поставлен 1 октября 1933 года без предварительной сборки опытного экземпляра. Простота конструкция позволила начать сборку, без каких либо серьезных сбоев. Выпуск автомобилей ЗИС-5 постоянно наращивался. В первый месяц собирали по шесть-семь машин в день, затем — десятками и сотнями. Всего построили около миллиона экземпляров ЗИС-5 всех модификаций. Грузовик хорошо себя зарекомендовал на бездорожье, быстро завоевал репутацию неприхотливой и надежной техники. Автомобиль ЗИС-5 хоть и был рассчитан на перевозку 3 тонн груза, но на него загружали 4 и даже 5 тонн и грузовик тянул вес, сверх нормы спокойно без надрыва.

Грузовые автомобили ЗИС-5 использовались в Красной Армии в довоенные годы и в период Великой Отечественной войны. Применялись для перевозки военных грузов, личного состава, размещения специальных кузовов, оборудования различного назначения. По состоянию на 20 июня 1941 года в Красной Армии имелось 104 200 автомобилей ЗИС-5.

Как до войны, так и во время войны ЗИС-5 при необходимости использовался для буксировки артиллерийских систем массой до 2,5 т. При движении по дорогам с этой задачей автомобиль справлялся, но на бездорожье, он не обладал необходимой проходимостью, что снижало маневренность артиллерийских частей.

Конструкция «трехтонки» (данное прозвище ЗиС-5 получил в народе, в войсках его также называли «Захар Ивановичем») была классической для того времени. Её разработали практически «с нуля» инженеры АМО-ЗИС: Важинский Е.И., Лялин В.И. и Строканов Б.Д.. Главными акцентами при разработке стали: упрощение автомобиля и повышение ремонтопригодности. Кроме этого, требовалось повысить качество эксплуатационных характеристик – увеличение проходимости и грузоподъемности.

Во время ВОВ конструкцию грузовика ЗИС-5 сильно упростили. Для производства кабины использовалось дерево и фанера, а крылья начали гнуть из проката (до войны применялась штамповка). На передних колесах демонтировали тормоза. Та же судьба постигла правую фару. Количество откидывающихся бортов уменьшили до одного. Под конец войны довоенная комплектация была частично восстановлена.

Автомобиль ЗИС-5 экспортировался во многие государства: в Афганистан, Иран, Ирак, Китай, Испанию, Литву, Латвию, Румынию, Монголию, Эстонию. В 1934 году партия из 100 шт. была продана в Турцию. Экспортный вариант ЗИС-5 отличался никелированным радиатором и наличием бампера, состоящим из двух никелированных стальных полос. Достаточно большой парк ЗИСов образовался после Советско-финской войны в Финляндии.

Сейчас ЗиС-5 можно встретить на парадах посвященных 9 Мая, на выставках олдтаймеров, у реставраторов в разной степени готовности, в виде постаментов-памятников. Прочность и простота конструкции позволяли грузовикам работать до середины 70-х, правда уже в провинции, переживая очередные ремонты и обрастая более современными агрегатами.

Автомобиль ЗИС-5 экспонируется в павильоне парка Патриот.


Фото:

Все экспонаты парка патриот