Самоходная артиллерийская установка СУ-122
Боевая масса,т | 29,6 |
Двигатель: | дизель В-2-34 |
максимальная мощность, л.с. | 500 |
Максимальная скорость, км/ч | 55 |
Запас хода, км | 600 |
Бронирование, мм | |
корпус(лоб) | 45 |
корма | 40 |
Экипаж, чел. | 5 |
Вооружение: | |
Орудие | 122-мм гаубица M-30С |
Боекомплект | |
выстрелов, шт | 40 |
Описание:
СУ-122 — средняя по массе советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса штурмовых орудий. Она предназначалась для огневой поддержки танковых и механизированных частей, находясь от них на расстоянии 300- 600 метров.
На заводе “Уралмаш” была создана Особая Конструкторская Группа (ОКГ) под руководством главного конструктора Л.И. Горлицкого и заместителя наркома танковой промышленности Ж.Я. Котина для работ по созданию на базе танка Т-34 самоходной установки со 122-мм гаубицей М-30 образца 1938 года. Была разработана рекордно быстро – за три месяца.
В декабре 1942 года на Уральском заводе тяжёлого машиностроения (УЗТМ, Уралмаш) начался серийный выпуск. Это одна из первых САУ, принятых в СССР в крупносерийное производство. Бронированный корпус разделён на две части: моторно-трансмиссионное отделение в кормовой части, боевое в передней части. К корпусу приваривались поручни для танкового десанта и кронштейны для крепления топливных баков и ЗИП (запасные инструменты и принадлежности). Выпуск СУ-122 был прекращён в августе 1943 года из-за перехода на производство истребителей танков СУ-85, созданных на базе СУ-122. Всего было построено 638 самоходок.
Вместе с самоходчиками на фронт отправилась комиссия НКТП (Народный Комиссариат танковой промышленности) под руководством генерал – полковника С. А. Гинзбурга и ряд заводских специалистов. Первые боевые испытания прошли с 3 по 12 февраля 1943 года на Волховском фронте, главной их целью стала отработка тактики применения САУ. Водитель-испытатель Уралмашзавода Болдырев, участвовавший в боевой операции, был награжден медалью "За боевые заслуги". Наиболее массово СУ-122 применялись в наступательных кампаниях второй половины 1943 года, в начале 1944 года - на Белорусском и Калининском фронтах, в Берлинской битве участвовало меньше десятка машин.
До настоящего времени сохранилась одна СУ-122, которая экспонируется в парке «Патриот» в подмосковной Кубинке.