Top.Mail.Ru
Подписывайтесь на наш Telegram! Это самый оперативный источник информации о Парке.

Средний танк Т-55

Венец развития советских средних танков времен Великой Отечественной войны
Страна производитель СССР
Год производства 1958
Уникальность Серийный
Эпоха Послевоенная
Тип Средний танк
Серийность Более 20 000
Основные характеристики
Боевая масса 36 т
Удельный вес на грунт 0,81 кг/см.кв
Мощность двигателя 580 л.с.
Бронирование
Применяемая броня Катаная гомогенная корпуса, литая башни
Подвижность
Скорость по шоссе 50 км/ч (максимальная)
Запас хода 500 км (по шоссе), до 715 км с дополнительными баками
Вооружение
Вооружение №1 100-мм пушка Д-10Т2С
Боекомплект вооружения №1 43 снаряда
Вооружение №2 Спаренный 7,62-мм пулемёт и курсовой пулемёт СГМТ
Боекомплект вооружения №2 3500 патронов
Вооружение № 3 Зенитный 12,7-мм пулемет ДШКМ (с 1970 года)
Боекомплект вооружения №3 300 патронов
Вооружение № 4 Автомат Калашникова АК
Боекомплект вооружения №4 120 патронов
Вооружение № 5 10 ручных гранат Ф-1
Дополнительно
Экипаж 4 человека
Средства связи Радиостанция Р-113, внутренняя связь — ТПУ Р-120
Интересные факты
1 Первый в мире танк с системой противоатомной защиты
2 Первый в мире танк с системой активной защиты — для модификации Т-55АД
3 Один из наиболее массовых и популярных танков мира
4 Один из самых воюющих и долговечных танков — применяется в бою с 1967 года по настоящее время
5 На Т-55 испытывали комплекс "Алмаз" — с наблюдением из танка через три телекамеры

Описание:

Т-55 — один из самых массовых и распространённых танков мира. Создан на основе танка Т-54. Первым в мире получил противоатомную защиту. Состоял на вооружении десятков стран мира. Воевал в большинстве конфликтов холодной войны — в пустынях Африки и Ближнего Востока, горах Афганистана и джунглях Вьетнама. Модификация Т-55АД первой в мире получила комплекс активной защиты “Дрозд”. Т-55 применяется и в наши дни.

Т-55 — венец развития советских средних танков времен Великой Отечественной войны.

Немного предыстории. В 1943-44 годах прославленный танк Т-34 радикально переработали — развернули двигатель поперек корпуса, параллельно коробке передач, поставили торсионную подвеску — на упругих стержнях вместо пружин. Новый танк Т-44 стал заметно меньше и ниже прародителя — что дало возможность усилить лобовую броню и переместить башню к центру корпуса (смещенная вперед башня Т-34 перегружала передние катки гусениц).

Затем Т-44 усилили защиту и вооружение, и в сентябре 1944 года получили уже Т-54 — с броней вдвое-втрое мощнее Т-34, пушкой калибра 100 мм и новыми гусеницами. Однако Великая Отечественная война кончилась раньше, чем Т-54 пошел в бой. И началась война холодная — с абсолютно новыми требованиями к танкам.

Теперь танки должны были служить много лет, а не 10-15 дней, и поэтому быть гораздо надёжнее машин выпуска времен войны. Поэтому созданный еще в 1944 году Т-54 дорабатывали вплоть до 1950 года. И только в 1951 году Т-54 обрел привычный для нас облик.

Зато в 1956 году Т-54 смог пройти до 10 000 км, установив рекорд надежности.

Но новое время несло и новые угрозы. Если еще недавно основным врагом танков были пушки, то теперь машины нужно было защитить и от оружия массового поражения, прежде всего — ядерного. Ударная волна от атомного взрыва могла убить избыточным давлением экипаж даже внутри танка.

Эти вызовы учли в новом танке под именем "Объект 155". Его испытания прошли в конце 1957 — начале 1958 года.

Так появился Т-55, принятый на вооружение 24 мая 1958 года. В этом же году Т-55 начали выпускать серийно.

Создатель Т-55 — Леонид Николаевич Карцев, главный конструктор Уральского вагоностроительного завода № 183 в Нижнем Тагиле. При этом отдельные системы будущего Т-55 разрабатывали буквально по всей стране — в Челябинске, Харькове, на Кубинском танковом полигоне.

При внешней похожести нового танка на Т-54 его корпус и башня стали герметичными. На короткое время внутри танка можно было создать избыточное давление, чтобы не попала радиоактивная пыль. Для этой же цели воздух, вентилирующий машину, тщательно фильтровали. А для башни Т-55 разработали стопор — чтобы ее не сорвало ударной волной.

Т-55, как и его ближайший предшественник Т-54, отличается дифференцированным бронированием — когда наиболее угрожаемые места танка прикрывают мощной броней, жертвуя защитой в других областях. Корпус нового танка сваривали из катаных бронелистов толщиной от 15 мм на крыше до 100 мм у лба, а башню Т-55 отливали с толщиной брони от 48 до 200 мм.

Компоновка Т-55 — классическая для советских танков. Впереди, в отделении управления, у левого борта — место механика-водителя. Остальной экипаж размещен в боевом отделении, в центре танка. Над сиденьем командира, на крыше — командирская башенка. Наводчик сидит слева от пушки, заряжающий — справа. Позади — силовая установка и трансмиссия.

Т-55 вооружен нарезной 100-мм пушкой Д-10Т2С со стабилизацией в двух плоскостях, что повышает точность стрельбы на ходу. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет Горюнова СГМТ. Второй пулемет СГМТ, курсовой, разместили справа от механика-водителя. А зенитный пулемет убрали — в условиях атомной войны и при скоростях авиации второй половины 50-х годов он вряд ли был бы полезен на современном поле боя.

Дизельный мотор В-55 стал более мощным — с 520 до 580 лошадиных сил, и надежным.

В топливные баки вварили специальные трубы для укладки снарядов. Получили так называемые баки-стеллажи — боекомплект пушки увеличился с 34 до 43 снарядов.

Одновременно вырос и запас топлива под защитой брони танка.

На Т-55 внедрили противопожарную систему. В автоматическом режиме система при пожаре сама останавливала танк и выпускала из баллона углекислоту, а позднее специальный состав “3,5”.

Добавили мощный компрессор АК-150, взятый из авиации. Он позволял надежнее и быстрее запускать танковый двигатель сжатым воздухом, особенно зимой.

Вместо одноразовых дымовых шашек для маскировки поставили многоразовую термическую дымовую аппаратуру. Она впрыскивала топливо в выпускной коллектор двигателя и на две-четыре минуты укрывала танк дымовой завесой длиной 250-400 м. А на место шашек поставили две бочки с топливом по 200 литров каждая.

Ступенчатая коробка передач позволяла разгонять 36-тонный танк по шоссе до скорости 50 км/ч. Расходуя топливо из внутренних баков, Т-55 мог пройти по шоссе до 500 км, а если использовать и наружные бочки — до 715 км.

Бронебойный снаряд 100-мм нарезной пушки Т-55 на расстоянии километра мог пробить броню толщиной 185 мм, если попасть по нормали — то есть под углом 90 градусов к плоскости брони.

В 1961 году Т—55 получает новые кумулятивные снаряды 3БК-5М, которые могли пробить до 390 мм брони. А в 1966 году — бронебойно-подкалиберные снаряды БМ8, пробивающие до 275 мм вертикальной брони за два километра.

В 1962 году на Т-55 поставили комплекс "Алмаз" из трех телекамер. Механик-водитель и командир-оператор танка, видя изображение с камер у себя на мониторах, могли вести машину и вести прицельный огонь даже при вспышках ядерных взрывов. Но телеаппаратура занимала в танке слишком много места, поэтому от идеи отказались.

Также не пошла в серию установка на Т-55 противотанковых ракет "Малютка" — ракеты размещались на башне танка открыто, и стрелять ими с хода было нельзя.

В 1962 году приняли на вооружение Т-55А — с усиленной противорадиационной защитой (из свинца, изобутилена, полиэтилена, бора и бериллия) внутри и снаружи танка — подбоем и надбоем. Такую защиту танк получил впервые в мире. Курсовой пулемет у Т-55А убрали — стрелять из него было неудобно, а лобовую броню наличие пулемётной установки ослабляло.

В 1964 году спаренный пулемёт СГМТ заменяют на ПКТ — то есть танковый пулемет Калашникова.

К концу шестидесятых годов опасным врагом танков стали вертолёты с управляемыми ракетами. Поэтому с 1970 года на Т-55 вернули зенитный 12,7-мм пулемёт ДШКМ.

В 1974 году Т-55 оснастили лазерным дальномером КТД-1.

В 1983 году на Т-55АД впервые в мире установили систему активной защиты “Дрозд”. На башне танка по разным секторам размещены четыре блока с двумя специальными осколочными снарядами в каждом. Два непрерывно работающих радара автоматически отслеживают подлет противотанковой ракеты или реактивной гранаты противника на расстоянии до 130 метров от танка. Электронно-вычислительная система определяет, в какой сектор летит угроза. И в нужный момент дает команду на выстрел защитного снаряда из определённого блока. Мортирка калибра 107 мм выстреливает снаряд, который подрывается в шести-семи метрах от танка. Осколки при разлете образуют поле в форме бублика, поражая боевую часть вражеского боеприпаса или отклоняя ее. Однако на практике система оказалась слишком дорогой и сложной.

А в 1985 году танкам Т-55МВ и Т-55АМВ дали навесную динамическую защиту, бортовые противокумулятивные экраны, комплекс управляемого вооружения 1К116-1 "Бастион" и более мощные моторы.

Т-55 выпускали в Нижнем Тагиле на заводе № 183 (Уралвагонзавод), в Омске — на заводе транспортного машиностроения № 174 и в Харькове, на заводе № 75 имени Малышева. По зарубежным оценкам, в СССР было выпущено порядка 30 000 Т-55.

Танк экспортировали в 39 стран мира, от Перу до Вьетнама, а также производили по лицензии и модифицировали в Польше, Чехословакии и Румынии.

На базе Т-55 выпускали огнеметный танк ТО-55 и командирский танк Т-55К. Узлы Т-55 использовали при создании танка Т-62 и мостоукладчика МТУ-20.

Т-55 воевали почти на всех континентах, от Вьетнама и Шри Ланки до Никарагуа и Югославии. Они входили в Чехословакию 1968 года, с 1967 года сражались на Ближнем Востоке — от Египта до Ливана и Ирака, с 1979 — в горах Афганистана.

В 1971 году Т-55 Индии отлично показали себя против танков Пакистана. Чтобы отличить свои Т-55 от пакистанских Т-59 (китайской версии танка Т-54), индийцы ставили на стволы машин фальшивые эжекторы, делая Т-55 внешне похожими на индийские танки ”Центурион”.

Широко применялись Т-55 и в Африке — в Анголе, Танзании, Эфиопии, Сомали, Западной Сахаре, Ливии и Судане.

Т-55 уступают более новым танкам по бронепробиваемости, зато отличаются невероятной надёжностью, неприхотливостью и простотой. И вполне достаточны для поражения большинства целей — пехоты, техники, укреплений в войнах так называемой малой интенсивности. Поэтому Т-55 продолжают воевать в разных уголках планеты и в наши дни.

Сейчас заслуженного ветерана многих войн Т-55 в разных модификациях можно увидеть в парке "Патриот": во втором павильоне Технического центра (Т-55, Т-55АМ и опытный огнеметный танк ТО-55 на базе Т-55), в открытой экспозиции Конгрессно-выставочного центра (Т-55, Т-55А, Т-55АД, Т-55М,Т-55АМ, Т-55МР, Т-55МВ, Т-55АМВ) и на тактическом поле Центра военно-тактических игр Т-55.

Фото:

Все экспонаты парка патриот