Средний танк Т-34 «Сталинец» (обр. 1941 года)
Страна производитель | СССР КБ завода №183 (ХПЗ им. Коминтерна) |
Год производства | 1940г. - 1941г. |
Уникальность | Единственный, сохранившийся из числа танков Т-34, изготовленных до начала Великой Отечественной войны. |
Эпоха | Довоенная |
Тип | Средний танк |
Серийность | Серийный (произведено 1225 единиц) |
Интересные факты | |
Происхождение экспоната | Состоял на вооружении 6 МехКорпуса 10 Армии. В районе «Белостокского выступа» в июне 1941г. был захвачен противником. В 1993г. возвращен из ГДР на Родину. |
Боевое применение | В составе 6-го МехКорпуса применялся в июне 1941года в боях на западных рубежах СССР в районе Белостока |
Подвижность | |
Двигатель | Четырехтактный, 12-цилиндровый V-образный дизель В-2 |
Максимальная мощность | 368( 400) кВт(л.с) |
Максимальная скорость | 47 км/ч |
Запас хода | 350 км |
Коробка передач | 4-хскоростная планетарная |
Вооружение | |
Пушка Ф-34 | 76,2-мм / 100 выстрелов |
Пулемёт | 2 х 7,62-мм /ДТ / 4500 патронов |
Бронирование | |
Лоб корпуса | 45/60 мм |
Борт корпуса | 45/0 мм |
Крыша корпуса | 16/90 мм |
Лоб башни | 45 мм |
Боковые листы башни | 45/30 мм |
Крыша башни | 15/90 мм |
Дополнительно | |
Экипаж | 4 человека |
Средства связи | радиостанция 71-ТК-3 или ТПУ-3 (ТПУ-2 на командирских танках) |
Боевая масса | 26,8 тонн |
Описание:
Танк Т-34 стал первым универсальным отечественным танком, способным решать задачи легких, средних и тяжелых танков, вобрал в себя все качества, отвечающие требованиям войны. При оптимальном сочетании боевых характеристик его отличали простота конструкции, технологичность и ремонтопригодность в полевых условиях. Благодаря этим свойствам Т-34 был признан, в том числе противником, образцом танкостроения.
Т-34 был принят на вооружение Красной Армии Постановлением КО и СНК СССР № 443сс от 19 декабря 1939 года. Создан в Конструкторском бюро Харьковского паровозостроительного завода им. Коминтерна (№183) под руководством М.И.Кошкина.
Впервые в серийных образцах на танке использован рациональный угол наклона брони. Бронирование танка противоснарядное – толщина лобовой брони корпуса 45мм. V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2, мощностью 400л.с., позволял танку развивать скорость 55км/ч. 76-мм пушка Ф-34 конструкции В.Грабина с длиной ствола 41 калибр в начальный период Великой Отечественной войны пробивала броню немецких легких и средних танков с расстояния 1500 м. Вооружение дополнял спаренный с пушкой пулемет ДТ. Для стрельбы прямой наводкой использовался телескопический прицел ТОД-6.
Ходовая часть состояла из пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра на борт, направляющего колеса и ведущего колеса заднего расположения с шестью роликами гребневого зацепления. Направляющие и опорные катки обрезинены. Подвеска индивидуальная пружинная «типа Кристи». Конструктор танка Михаил Ильич Кошкин заложил в Т-34 огромный запас на увеличение веса при модернизации, что позволило в дальнейшем неоднократно его совершенствовать.
К началу Великой Отечественной войны на Харьковском паровозостроительном заводе было налажено производство и изготовлено 1225 танков Т-34 образца 1941/42 гг. В западных военных округах 22 июня 1941 года на вооружении Красной Армии насчитывалось 892 танка Т-34.
Танк, представленный в экспозиции, изготовлен в конце апреля 1941-го года на заводе №183 в Харькове. 12 мая танк был отправлен на станцию Белосток на укомплектование 4-ой танковой дивизии 6-го Механизированного Корпуса. 10-я Армия, в состав которой входил 6-й МехКорпус, встретила Великую Отечественную войну на Белостокском выступе.
Танк Т-34 в июне 1941 года оказался в числе потерь Красной Армии. В соединениях Вермахта не воевал. В Германии с него демонтировали внутреннее оборудование, ходовую часть, установили на железнодорожную платформу и, вероятнее всего, использовали на полигоне как наблюдательный пункт.
После войны танк был памятником в городе Гримма (ГДР). В 1993 году во время вывода советских частей из Германии «тридцатьчетверка» вернулась на Родину и продолжила свою службу уже в музее.
Сегодня танк Т-34 образца 1941 года - единственный, из числа изготовленных до начала Великой Отечественной войны, сохранившийся до наших дней, представлен в экспозиции «Вставай страна огромная» Музейного комплекса №1 Парка «Патриот».