Полугусеничный бронетранспортёр SdKfz 251/9
Страна производитель | Германия |
Год производства | 1942 - 1944гг. |
Уникальность | Относится к числу «редких», сохранилось 4 экземпляра, один из них в парке «Патриот». |
Эпоха | Времён войны |
Тип | Бронетранспортер |
Серийность | Серийный (произведено 1293 единиц) |
Интересные факты | |
Боевое применение | Sd.Kfz. 251/9 применялись на всех фронтах Второй мировой войны. Представленный в Парке Патриот экземпляр использовался при обороне Будапешта осенью-зимой 1944-1945гг. |
Происхождение экспоната | В формуляре машины имеются записи: запись о наименовании бронетранспортера как «Адлер- Берк» ; запись о том, что машина в 1945 г. захвачена войсками 2 го Украинского фронта в г. Будапешт (Венгрия). |
Подвижность | |
Двигатель | рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя | 100 л.с |
Скорость по шоссе | 53 км/ч |
Запас хода по шоссе | 300 км |
Мощность двигателя | 73,6 кВт |
Удельная мощность | 11,6 л.с./т |
Тип подвески | Колесная часть шасси имела поперечные перьевидные рессоры. Гусеничная часть имела индивидуальную торсионную подвеску |
Вооружение | |
Орудие | 75 мм пушка KwK 37 L/24 / 52 выстрела |
Скорострельность | До 3 выстрелов/мин |
Пулемет | 7,92мм MG34 / 2010 патронов |
Прицел | Телескопический прицел SfI. ZF 1 |
Бронирование | |
Тип брони | Стальная, гомогенная броня, катанная, с поверхностной цементацией. |
Лоб корпуса | 8-14,5 мм |
Борта | 8-14,5 мм |
Крыша корпуса | 6 мм |
Дополнительно | |
Экипаж | 5 человек |
Боевая масса | 8.53 тонн |
Средства связи | Радиостанция FuG 5 |
Описание:
Средний полугусеничный бронетранспортер Sd.kfz.251/9 (Mittlerer Schützenpanzerwagen mit 7,5 cm KwK 37) с короткоствольной 7,5 см пушкой KwK 37/L24 был разработан в 1942г. конструкторами завода Hanomag на базе среднего полугусеничного бронетранспортера Sonderkraftfahrzeug Sd.kfz.251 в результате модернизации. Цифра «9» - обозначает порядковый номер разработки на основе имеющегося шасси. Машина разрабатывалась как самоходное орудие и предназначалась для огневой поддержки мотопехотных подразделений Вермахта. Машину сочетавшую в себе свойства бронетранспортера и самоходной артиллерийской установки, позднее стали называть боевой разведывательной машиной (БРМ). С марта 1942 по апрель 1945гг. предприятиями завода Hannoversche Maschinenbau AG. (Hanomag) изготовлено 1293 единицы.
Боевая разведывательная машина Sd.kfz.251/9 имела классическую компоновку характерную для немецких полугусеничных транспортеров. Машина имела клинообразный корпус обтекаемой формы, представляющий собой каркас, из стальных угловых и тавровых профилей, к которым приваривались а также крепились клепкой и болтовыми соединениями броневые плиты. Для монтажа орудия с соответствующей силой отдачи пришлось изменить конструкцию существующего базового корпуса, усилив его некоторыми новыми деталями и изменив имеющиеся. Толщина брони варьировала от 14,5 мм (лоб корпуса) до 8 мм (борта и корма). Корпус, разделялся на моторный и обитаемый отсеки. Карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 42TURKM мощностью до 99 л.с размещался спереди под броневым капотом. За двигателем располагались агрегаты силовой передачи, в том числе планетарная коробка передач, обеспечивающая четыре скорости переднего хода и одну передачу заднего хода. В центре в верхней части корпуса на лафете устанавливалась 75 мм короткоствольная пушка с противооткатными устройствами и вертикально - клиновым затвором. Орудийная установка оснащалась коробчатым кожухом с установленным внутри стволом орудия. За характерный внешний вид короткоствольное орудие получило прозвище «Stummel» ( «Обрубок»).
Орудие комплектовалось оптическим прицелом типа Sfl.ZF1. Смотровое окно слева прикрывалось броневой заслонкой. При помощи ручных приводов наводчик мог вести огонь в пределах горизонтального сектора в 24градуса и с углами возвышения от -10° до +12°. Внутри боевого отделения, оборудованного на месте десантного отсека базового БТР, размещалась боеукладка для 52 артвыстрелов унитарного заряжания. В последствии в целях упрощения производства вместо орудия KwK 37, стали устанавливать его видоизмененную версию K51(Sf).
В кормовой части для защиты от пехоты противника устанавливался пулемет MG 34 или MG 42. Экипаж боевой машины состоял из пяти человек. Механик-водитель размещался в передней части корпуса. Командир, башенный стрелок и двое заряжающих - в боевом отделении. Остальной обитаемый объем отдавался под размещение десанта. Вдоль бортов находились две длинные лавки, на которых мог уместиться десант до 1-го отделения пехотинцев. Посадка в машину и высадка осуществлялись через распашные кормовые двери. Десантирование могло обеспечиваться в т.ч. через борта.
Машина имела базовое полугусеничное шасси бронетранспортера Sd.Kfz. 251.
Колесная часть шасси с колеей в 2775 мм, состояла из червячного рулевого механизма типа Hanomag или ZF Ross 600, и имела поперечную передвижную рессору. Гусеничный движитель включал в себя три ряда опорных катков с шахматным расположением на индивидуальной торсионной подвеске. Внутренний и внешний ряды катков имели по три катка, средний ряд состоял из четырех катков. Ведущие колеса располагались в передней части гусеничного движителя, направляющие - в задней. При поворотах на угол до 15° управление машиной осуществлялось с помощью рулевого механизма. При более крутых поворотах, специальный механизм разгружал от передаточных усилий и притормаживал внутреннюю гусеницу и одновременно передавал часть мощности (от 56 до 100 %) на внешнюю.
БРМ Sd.Kfz.251/9 применялись практически на всех фронтах Второй мировой войны в различных частях Вермахта, как в составе боевых частей смешанного состава, так и в разведывательных подразделениях. Использовалась как бронетранспортёр для быстрого перемещения мотопехоты, ведения разведки, для буксировки полевых орудий (в том числе и тяжёлых) и для подвоза боеприпасов. На большинство машин устанавливались пулемёты MG34 или MG42, что позволяло эффективно использовать их в качестве подвижных огневых точек против живой силы противника и небронированных целей.
В настоящее время в мире известны четыре сохранившихся экземпляра БРМ Sd.Kfz.251/9:
1. В Парке Патриот, Кубинка, РФ.;
2.В Музее Форт-Беннинг, США (версия БРМ Sd.Kfz.251/9 с орудийной системой версии K51(Sf);
3. В одной из частных коллекций в Великобритании;
4.В музее (Deutsches Panzermuseum) в Мюнстере, Германия.
Представленный экземпляр бронетранспортера Sd.kfz.251/9 находится в экспозиции «Огненная дуга» Музейного комплекса Парка Патриот, ТМУ №10.
В формуляре машины имеются записи:
запись о наименовании бронетранспортера как «Адлер- Берк» ;
запись о том , что в 1945г. машина захвачена войсками 2-го Украинского фронта в г. Будапешт (Венгрия);
запись от 05.01.1946 г. о ее передаче в распоряжение в/ч 68054 НИИ БТ (в танковый музей в Кубинке);
В акте приема отмечено, что машина поступила со следами обгорания.
Сохранился на машине нанесенный черной краской номер WH 362251 на переднем броневом листе защиты двигателя в белом прямоугольнике размером 48.5х8.5 см. в черной окантовке шириной 0.5см.
Реставрировалась машина в 2019г. в реставрационной мастерской Технического центра парка «Патриот».