Самоходная артиллерийская установка «Зриньи-II»
Страна производитель | Венгрия |
Год производства | 1943г. |
Уникальность | Единственный сохранившийся экземпляр |
Эпоха | Времён войны |
Тип | Самоходная артиллерийская установка |
Серийность | Серийный (произведено 66 единиц) |
Интересные факты | |
Уникальность | Несмотря на определенное отставание в решении ряда технических проблем, оказалась весьма удачной боевой машиной, в основном благодаря самой перспективной идее создания штурмового орудия с полным бронированием. |
Особенность конструкции | Компоновка и конструкция корпуса и рубки собирались с помощью клепки на каркасе из уголков, в основном соответствовали чешскому прототипу. Конструкция ходовой части обеспечивала САУ мягкий ход без сильных вертикальных колебаний и раскачиваний. |
Особенность конструкции | Она могла вести огонь по укреплениям, находясь на закрытых позициях, а также, вступать в бой с танками противника «на равных». |
Боевое применение | Применялась в годы Второй мировой войны. |
Подвижность | |
Двигатель | 8-ми цилиндровый, V-образный, четырехтактный, карбюраторный, жидкостного охлаждения Z-Turan. |
Максимальная скорость | 43 км/час |
Запас хода | 220 км |
Вооружение | |
Основное вооружение | 105-мм пехотная гаубица 40М с длиной ствола 20,5 калибра. / 52 выстрела раздельного заряжания |
Бронирование | |
Лоб корпуса | 75 мм |
Борт и корма | 25 мм |
Крыша и днище | 8-25 мм |
Дополнительно | |
Средства связи | Радиостанция R/5a |
Боевая масса | 21,6 тон |
Экипаж | 4 человека |
Описание:
Венгерские конструкторы, с учетом немецкого опыта, в 1942г. решили создать свое штурмовое орудие по образцу германских САУ StuG III, то есть полностью бронированное.
Единственной подходящей базой для штурмового орудия был средний танк «Туран». Для самоходной установки увеличили ширину корпуса на 450 мм. В броневой рубке, в рамке установили переделанную 105 - мм пехотную гаубицу 40 М фирмы MAVAG с длиной ствола 20,5 калибра. Горизонтальные углы наводки гаубицы - ±11°, угол возвышения - +25°. Приводы наводки – ручные, заряжание раздельное.
Боекомплект состоял из 52 выстрелов. Дополнительного вооружения самоходная установка не имела. Венгерскую бронированную боевую машину, периода Второй мировой войны, приняли на вооружение в январе 1943 года.
Машина получила обозначение 40/43М «Зриньи 105» («Зриньи II»), ее назвали в честь национального героя Венгрии, Миклоша Зриньи. Самоходная установка была типичным штурмовым орудием. Всего самоходных установок САУ «Зриньи» было выпущено 66 единиц.
Боевая масса самоходной установки составляла 21,6 т. Экипаж состоял из четырех человек. Все члены экипажа, включая механика-водителя, располагались в рубке.
Самоходную артиллерийскую установку оснастили восьмицилиндровым карбюраторным V-образным двигателем "Manfred Weiss-Z" мощностью 265 л.с., который позволял машине разгоняться до максимальной скорости 43 км/ч. Запас хода машины составлял 220 км. при полных топливных баках емкостью 265 л.
Ходовая часть была подобна ходовой части среднего танка "Туран". Состояла из восьми обрезиненных сдвоенных опорных катков малого диаметра на один борт. Ведущее колесо располагалось сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на пять сдвоенных обрезиненных, поддерживающих катках. Конструкция ходовой части обеспечивала САУ мягкий ход без сильных вертикальных колебаний и раскачиваний. Она могла вести огонь по укреплениям, находясь на закрытых позициях, а также вступать в бой с танками противника «на равных».
В венгерской армии, начиная с осени 1943 г, начали формироваться батальоны штурмовой артиллерии по 30 САУ в каждом, на вооружении которых наряду с боевыми машинами германского производства стали поступать и штурмовые орудия «Зриньи».
Первый батальон, названный "Будапештским", был сформирован в апреле 1944 года и воевал на территории Восточной Галиции. В августе батальон был выведен в тыл. Потери его, несмотря на ожесточенные бои, были невелики. Зимой 1944 - 1945 гг. батальон сражался в районе Будапешта, где было утеряно почти половина машин. Последние части, вооруженные САУ "Зриньи", капитулировали на территории Чехословакии. Уже после войны чехи использовали одну САУ в качестве учебной машины.
Второй, 10 - й "Сигетварский" батальон, в сентябре 1944 года принимал участие в тяжелых боях в районе Торды. При отходе 13-го сентября пришлось уничтожить все оставшиеся САУ.
Для защиты бортов и гусениц от кумулятивных снарядов, в 1944 году штурмовые самоходные установки «Зриньи» получили дополнительные навесные экраны.
САУ «Зриньи» успешно сопровождали атакующую пехоту огнем и маневром, но бороться с советскими танками в 1944 году уже не могли.
К началу 1945 г., оставшиеся САУ "Зриньи" были переданы 20-му "Эгерскому" и 24-му "Кошицкому" батальонам. «Эгерский» 20-й батальон, имея в своем составе помимо "Зриньи» 15 танков-истребителей "Хетцер" (чешского производства), участвовал в боях в марте 1945 года.
В Отдельном армейском батальоне трофейных танков Красной Армии, на ноябрь 1944 года числились трофейные венгерские САУ «Зриньи II», которые участвовали в боевых сражениях в Закарпатье. По состоянию на 1 января 1945 г. в батальоне ещё имелась одна САУ «Зриньи II». Это единственный сохранившийся экземпляр "Зриньи" II, имевший собственное имя «Иренке».
"Зриньи" - несмотря на определенное отставание в решении ряда технических проблем, оказалась весьма удачной боевой машиной, в основном, благодаря самой перспективной идее создания штурмового орудия (выдвинутой перед войной немецким генералом Гудерианом) - САУ с полным бронированием.
Единственный сохранившийся экземпляр САУ «Зриньи II», имевший собственное имя «Иренке», находится в экспозиции Музейного комплекса Площадка №1 в парке "Патриот".