Штурмовая гаубица StuH 42 Ausf. G
Страна производитель | Германия, фирма Alkett |
Год производства | 1942г. - 1945г. |
Уникальность | Распространённый |
Эпоха | Времён войны |
Тип | САУ класса штурмовых орудий |
Серийность | Серийный (произведено 1311 единиц) |
Интересные факты | |
Происхождение экспоната | В декабре 1944г. StuH 42 доставлена на испытательный полигон в Кубинку, позже была передана в Музей бронетанковой техники. |
Особенность конструкции | Основное орудие – 105-мм гаубица, маска гаубицы – сварная. Гаубица оснащена двухкамерным дульным тормозом. Лоб корпуса и рубки усилен 30-мм броней. |
Особенность конструкции | Компоновка САУ: двигатель расположен в кормовой части, элементы трансмиссии – впереди, отделения управления и боевое – в средней части САУ. |
Подвижность | |
Двигатель | Тип–V-образный, четырехтактный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения Maybach HL 120 ТRМ |
Мощность двигателя | 220,6 (300) кВт (л/с) |
Максимальная скорость по шоссе | 38 км/ч |
Скорость по пересеченной местности | 12-15 км/ч |
Удельное давление на грунт | 1,04 кг/см3 |
Запас хода по шоссе | 155 км |
Запас хода по пересеченной местности | 95 км |
Тип подвески | Индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами. |
Вооружение | |
Орудие | 10,5-cm гаубица StuH 42 L/28 длина ствола 28 калибров / 36 выстрелов |
Дальность стрельбы | 10650 м |
Пулемет | 7,92 мм MG-34 / 600 патронов |
Пистолет-пулемет экипажа | 9-мм МР 38/40 |
Пистолет-пулемет экипажа | 9-мм МР 38/40 |
Бронирование | |
Лоб корпуса | 50+30 мм |
Лоб рубки | 50+30 мм |
Борт корпуса | 30 мм |
Борт рубки | 30 мм |
Маска гаубицы | 50 мм |
Дополнительно | |
Боевая масса | 23,9 т |
Средства связи | Радиостанция FuG 15 или FuG 16. |
Экипаж | 4 человек |
Описание:
105-мм самоходная штурмовая гаубица предназначена для огневой поддержки пехоты на поле боя и разрушения полевых укреплений противника. Проектированием и изготовлением её занималась фирма Alkett. Новая машина получила официальное обозначение 10,5cm Sturmhaubitze 42 (Sd.Kfz.142/2), более известна как StuH 42 Ausf.G.
За период производства с 1942г. по апрель 1945г. немецкая промышленность выпустила 1311 единиц StuH 42. Серийное производство началось в марте 1943г.
Первые предсерийные образцы были изготовлены с использованием готовых шасси и рубки штурмовых орудий StuG III Ausf F и F/8. С 1943 года для Sturmhaubitze 42 начали использовать шасси штурмовых орудий модели Ausf G. Все изменения в конструкции StuG III переносились и на StuH 42.
Основным отличием САУ нового типа от StuG III Ausf G было более мощное орудие – 105-мм гаубица StuH 42. Массивное орудие привело к сокращению объема пространства боевого отделения, иному размещению боекомплекта и некоторой доработки передней части рубки.
Компоновка штурмовой гаубицы: двигатель расположен в кормовой части, элементы трансмиссии – впереди, отделение управления и боевое отделение размещено в средней части САУ. Экипаж 4 человека: командир, наводчик, заряжающий и механик-водитель.
Основное орудие StuH 42, создано на основе 10,5-cm легкой полевой гаубицы leFH18 производства компании Rheinmetall-Borsig. Заряжание раздельно-гильзовое. Боекомплект САУ составлял 36 выстрелов с бронебойными, осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. Орудие имело возможность наведения по горизонту в пределах 20°; по вертикали от (-6°) до (+20°). Бóльшая часть гаубиц оснащалась двухкамерным дульным тормозом. Орудие устанавливалось в сварной или литой маске.
На крыше рубки САУ за щитом располагался пулемёт MG-34, огонь из которого в случае необходимости, вел заряжающий.
Самоходные гаубицы, со временем получили экранировку дополнительной противокумулятивной бронёй. На машины более позднего выпуска наносилось покрытие циммеритом.
В 1943 году штурмовые гаубицы StuH 42 стали включать в батареи самоходных артиллерийских установок, добавляя к StuG III или StuG 40. Благодаря этому батареи становились универсальными. Они могли бороться с бронетехникой, используя достоинства настильной траектории 75-мм снарядов StuG III/40, и с полевыми укреплениями противника с помощью гаубиц StuH 42, обладавших высокой огневой мощью.
Первые серийные StuH 42 поступили в войска в марте 1943 года. Боевое крещение получили на Курской дуге. Впоследствии 105-мм самоходки активно применялись Германией на всех фронтах до конца Второй мировой войны.
Штурмовая гаубица StuH 42 Ausf.G экспонируется на Музейной площадке №1 в парке «Патриот».