Top.Mail.Ru
Подписывайтесь на наш Telegram! Это самый оперативный источник информации о Парке.

Штурмовая гаубица StuH 42 Ausf. G

Одна из наиболее удачных и массовых самоходных гаубиц Вермахта
Страна производитель Германия, фирма Alkett
Год производства 1942г. - 1945г.
Уникальность Распространённый
Эпоха Времён войны
Тип САУ класса штурмовых орудий
Серийность Серийный (произведено 1311 единиц)
Интересные факты
Происхождение экспоната В декабре 1944г. StuH 42 доставлена на испытательный полигон в Кубинку, позже была передана в Музей бронетанковой техники.
Особенность конструкции Основное орудие – 105-мм гаубица, маска гаубицы – сварная. Гаубица оснащена двухкамерным дульным тормозом. Лоб корпуса и рубки усилен 30-мм броней.
Особенность конструкции Компоновка САУ: двигатель расположен в кормовой части, элементы трансмиссии – впереди, отделения управления и боевое – в средней части САУ.
Подвижность
Двигатель Тип–V-образный, четырехтактный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения Maybach HL 120 ТRМ
Мощность двигателя 220,6 (300) кВт (л/с)
Максимальная скорость по шоссе 38 км/ч
Скорость по пересеченной местности 12-15 км/ч
Удельное давление на грунт 1,04 кг/см3
Запас хода по шоссе 155 км
Запас хода по пересеченной местности 95 км
Тип подвески Индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами.
Вооружение
Орудие 10,5-cm гаубица StuH 42 L/28 длина ствола 28 калибров / 36 выстрелов
Дальность стрельбы 10650 м
Пулемет 7,92 мм MG-34 / 600 патронов
Пистолет-пулемет экипажа 9-мм МР 38/40
Пистолет-пулемет экипажа 9-мм МР 38/40
Бронирование
Лоб корпуса 50+30 мм
Лоб рубки 50+30 мм
Борт корпуса 30 мм
Борт рубки 30 мм
Маска гаубицы 50 мм
Дополнительно
Боевая масса 23,9 т
Средства связи Радиостанция FuG 15 или FuG 16.
Экипаж 4 человек

Описание:

105-мм самоходная штурмовая гаубица предназначена для огневой поддержки пехоты на поле боя и разрушения полевых укреплений противника. Проектированием и изготовлением её занималась фирма Alkett. Новая машина получила официальное обозначение 10,5cm Sturmhaubitze 42 (Sd.Kfz.142/2), более известна как StuH 42 Ausf.G.

За период производства с 1942г. по апрель 1945г. немецкая промышленность выпустила 1311 единиц StuH 42. Серийное производство началось в марте 1943г.

Первые предсерийные образцы были изготовлены с использованием готовых шасси и рубки штурмовых орудий StuG III Ausf F и F/8. С 1943 года для Sturmhaubitze 42 начали использовать шасси штурмовых орудий модели Ausf G. Все изменения в конструкции StuG III переносились и на StuH 42.

Основным отличием САУ нового типа от StuG III Ausf G было более мощное орудие – 105-мм гаубица StuH 42. Массивное орудие привело к сокращению объема пространства боевого отделения, иному размещению боекомплекта и некоторой доработки передней части рубки.

Компоновка штурмовой гаубицы: двигатель расположен в кормовой части, элементы трансмиссии – впереди, отделение управления и боевое отделение размещено в средней части САУ. Экипаж 4 человека: командир, наводчик, заряжающий и механик-водитель.

Основное орудие StuH 42, создано на основе 10,5-cm легкой полевой гаубицы leFH18 производства компании Rheinmetall-Borsig. Заряжание раздельно-гильзовое. Боекомплект САУ составлял 36 выстрелов с бронебойными, осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. Орудие имело возможность наведения по горизонту в пределах 20°; по вертикали от (-6°) до (+20°). Бóльшая часть гаубиц оснащалась двухкамерным дульным тормозом. Орудие устанавливалось в сварной или литой маске.

На крыше рубки САУ за щитом располагался пулемёт MG-34, огонь из которого в случае необходимости, вел заряжающий.

Самоходные гаубицы, со временем получили экранировку дополнительной противокумулятивной бронёй. На машины более позднего выпуска наносилось покрытие циммеритом.

В 1943 году штурмовые гаубицы StuH 42 стали включать в батареи самоходных артиллерийских установок, добавляя к StuG III или StuG 40. Благодаря этому батареи становились универсальными. Они могли бороться с бронетехникой, используя достоинства настильной траектории 75-мм снарядов StuG III/40, и с полевыми укреплениями противника с помощью гаубиц StuH 42, обладавших высокой огневой мощью.

Первые серийные StuH 42 поступили в войска в марте 1943 года. Боевое крещение получили на Курской дуге. Впоследствии 105-мм самоходки активно применялись Германией на всех фронтах до конца Второй мировой войны.

Штурмовая гаубица StuH 42 Ausf.G экспонируется на Музейной площадке №1 в парке «Патриот».

Все экспонаты парка патриот