Top.Mail.Ru
Подписывайтесь на наш Telegram! Это самый оперативный источник информации о Парке.

Самолет МиГ-29

“Визитная карточка” СССР в последние годы холодной войны
Страна производитель СССР
Год производства 1983
Уникальность Распространенный
Эпоха Послевоенная
Тип многоцелевой фронтовой сверхзвуковой истребитель четвертого поколения
Серийность Серийный (изготовлено более 1600 единиц)
Основные характеристики
Габариты 17,32 х 4,73 м
Максимальная взлётная масса 18480 кг
Размах крыла 11,36 м
Угол стреловидности по передней кромке 42°
Площадь крыла 38,06 кв. м
Интересные факты
Маскировка Из-за секретности на первые МиГ-29 надевали искажающие его форму чехлы.
Уникальность В 1986 году МиГ-29 стал первым советским истребителем четвертого поколения, показанным на Западе.
Экспорт Продан более чем в двадцать стран мира.
На вооружении Воюет более 30 лет - с 1991 года.
Пилотажная группа На МиГ-29 летает пилотажная группа "Стрижи".
Подвижность
Двигатель РД-33
Мощность двигателя - максимальная / на форсаже 2 × 5040 кгс/2 × 8300 кгс
Масса двигателя 1055 кг
Максимальная скорость у земли/на высоте 1500 км/ч / 2450 км/ч
Крейсерская скорость 850 км/ч
Продолжительность полёта до 2,5 ч
Практическая дальность со 100 % топлива/с 2 ПТБ 1430 км/2100 км
Практический потолок 18000 м
Вооружение
Пушечное 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 снарядов темпом стрельбы 1500-1800 выстрелов в минуту.
Подвесное вооружение Ракеты воздух-воздух Р-60, Р-27, Р-73, Р-77 - до шести ракет, неуправляемые ракеты и бомбы.
Боевая нагрузка 2180 кг
Дополнительно
Экипаж 1 или 2 человека (на учебных)

Описание:

МиГ-29 — многоцелевой фронтовой сверхзвуковой истребитель четвертого поколения, разработанный в ОКБ МиГ.

Основная задача истребителя - обеспечивать локальное превосходство в воздухе. Первый в мире самолет этого класса, сочетающий эффективность в маневренном воздушном бою со способностью атаковать противника ракетами средней дальности и ближнего боя.

МиГ-29 стал “визитной карточкой” СССР в последние годы холодной войны. Отличается интегральной компоновкой и нашлемной системой целеуказания. Экспортировался более чем в двадцать стран. Продолжает воевать уже более 30 лет (с 1991 года). МиГ-29 заслужил восторги многих пилотов разных стран за красоту, скорость и маневренность.

Если посмотреть на МиГ-29, стоящие на открытой территории Музейной площадки №1 парка “Патриот”, то в глаза сразу бросаются их внешние отличия от более ранних истребителей.

Крыло и фюзеляж на МиГ-29 плавно переходят друг в друга, образуя “прекрасную в своей обтекаемости машину”, как сказал знаток авиации и полковник ВВС США Джон Сотэм. Двигатели — в гондолах под фюзеляжем, а воздухозаборники — под наплывами крыла. Все агрегаты самолета соединены в единое обтекаемое “тело”. Такую компоновку называют интегральной.

Крыло с наплывом у корневой части стало “гибридным”, сочетая разные степени стреловидности. Отсюда и возможности для манёвра на самых разных скоростях.

Фонарь кабины впервые не имел переплета, что улучшило обзор.

Двигатели РД-33 стали первыми советскими двухконтурными двигателями, специально разработанными для установки на истребители. Их система управления была электронной, что повышало точность и скорость регулирования.

МиГ-29 был задуман как фронтовой истребитель четвертого поколения в ответ на появление истребителей США F-15 и F-16. Фронтовой, то есть могущий сбивать истребители врага, перехватывать одиночные и групповые воздушные цели, сопровождать свои ударные самолёты. А также вести разведку и наносить удары по наземным и морским целям, в том числе ядерным оружием. В общем, делать “все, везде и сразу”.

Первый опытный МиГ-29 поднял в воздух лётчик-испытатель Александр Федотов 6 октября 1977 года, а в 1983 году новый истребитель пошёл в серию.

Из-за секретности детали первых МиГ-29 на заводе “Знамя Труда” в Москве расстыковывали, прятали в кузовы гражданских грузовиков и затем перевозили на завод в Луховицах для окончательной сборки.

Первым из строевых частей получил новинку элитный 234-й гвардейский истребительный авиаполк в Кубинке, десятки лет осваивающий передовую технику, поколение за поколением - от МиГ-19 до МиГ-21 и МиГ-23.

Сразу после посадки на первые МиГ-29 надевали специальные чехлы, искажающие их внешний вид для спутников-шпионов.

МиГ-29 нёс немалый для легкого истребителя арсенал оружия: две ракеты “воздух-воздух” средней дальности Р-27 плюс четыре ракеты малой дальности Р-60, или шесть ракет Р-60, или четыре тяжелые неуправляемые ракеты С-24Б калибра 240 мм, или четыре блока по двадцать неуправляемых 80-мм ракет С-8КО, или четыре бомбы ФАБ-500 или ФАБ-250.

Плюс легкая 30-мм пушка ГШ-301 в корпусе слева от кабины, с боекомплектом 150 снарядов и темпом стрельбы 1500-1800 выстрелов в минуту. Пушка могла стрелять как в режиме “автомат” - пока не вылетит ¾ боекомплекта, так и отсечками по 38-40 снарядов при каждом нажатии на гашетку.

Согласно методическому пособию летчику, МиГ-29 поражал цели днем и ночью в любую погоду,если имел ракеты с радиолокационной головкой самонаведения. Для пуска ракет с тепловой головкой и стрельбы из пушки нужно было видеть цель оптически, то есть только в хорошую погоду.

Радиолокационный прицел МиГ-29 позволял обнаружить до десяти целей одновременно и автоматически захватить наиболее опасную.

Дальность обнаружения целей в передней полусфере доходила до 50-70 км, при высоте полета цели от 30 м до 23 км.

Наиболее выгодны для дальнего обнаружения были встречно-пересекающиеся курсы до ракурсов ¼, то есть спереди-слева или справа.

При необходимости летчик МиГ-29 мог переключить радар в режимы «Догон», «Встреча», «Автомат» и «ближний бой».

Оптико-электронный комплекс МиГ-29 видел истребитель противника на большой высоте на расстоянии до 18 км, на фоне земли - до 6-10 км. И обеспечивал автосопровождение цели для стрельбы ракетами Р-60, на дистанции от 200 м до 10 км, или из пушки — от 200 до 1200 м.

Пилот МиГ-29 получил и нашлемную систему целеуказания “Щель”, благодаря которой мог движением головы нацеливать головку ракет, даже под очень большим углом.

Ракета Р-27P весом в четверть тонны могла поразить цель при атаке в переднюю полусферу за 50-60 км, и за 16-18 км — при стрельбе в заднюю полусферу, на высоте от 20 м до 25 км.

Ракета Р-60МК весила 45 кг и при стрельбе в заднюю полусферу, вдогон, могла поразить цель на дальности от 30 м до 20 км (в передней полусфере - до 8 км). Причем цель могла маневрировать с перегрузками до 8 G.

МиГи поздних версий обновили арсенал ракетами Р-27Т с тепловой головкой самонаведения и Р-73 промежуточной дальности.

Однако МиГ-29 наиболее распространенных серий не получили оборудования для разведки и специального управляемого оружия для поражения наземных целей.

В полёте МиГ-29 отличался от предшественников огромной маневренностью и скороподъёмностью, но и нагрузки на пилота возросли. Поэтому носить противоперегрузочный костюм стало необходимо.

30 июня 1986 года шесть МиГ-29 из Кубинки впервые показали за рубежом, в Финляндии на авиабазе Куопио-Риссала. Новый советский истребитель, о котором ранее на Западе знали только по слухам и нескольким фото со спутников, произвёл фурор.

Во многих книгах, компьютерных играх и фильмах МиГ-29 стал символом советского истребителя конца холодной войны.

Зарубежные пилоты, впервые знакомясь с МиГ-29, были в восторге от его аэродинамики и возможностей нашлемной системы целеуказания, но ругали малый объем топлива в баках и тесную кабину.

МиГ-29 воевал во многих войнах с 1991 года и по сей день. За счёт своих выдающихся качеств МиГ-29 активно поставлялся на экспорт — его купили свыше двадцати стран по всему миру, от Перу и Кубы до КНДР, Мьянмы и Малайзии. Было разработано и выпущено множество различных модификаций, включая самолёты палубного базирования. РСК МиГ произвело свыше 1600 истребителей МиГ-29.

В ВКС и морской авиации ВМФ России около 200 МиГ-29 различных модификаций. На январь 2016 года в строевых полках ВВС РФ не осталось МиГ-29 ("советских") серий 9-12 и 9-13. Успешное применение новейших российских истребителей МиГ-29СМТ в Сирии подтвердило их надежность и эффективность, они выполняли боевые задачи по поражению баз террористов автономно, а также совместно с другими самолётами, выполняли задачи по сопровождению бомбардировщиков Ту-22М3.

На аэродроме в Кубинке с 1991 года базируется знаменитая пилотажная группа “Стрижи”, летающая на МиГ-29.

Сейчас Миг-29 с эмблемами “Стрижей” можно видеть на открытой территории Музейной площадки №1 парка “Патриот”, а также на парковке возле Технического центра.


 

Представленный экспонат МиГ-29 (серия 9-12) построен в июне 1984 г. Эксплуатировался в частях ВВС: 234 иап (Кубинка) – 1984-1988 гг; 92 иап (Мукачево) – 1988-1989 гг; 343 ииап (Багай-Барановка) –1989-1998 гг, после расформирования полка сдан на 4020 БРС (Липецк-2). С мая 2001 г. – на 121 АРЗ (Кубинка). Передан в парк Патриот в январе 2016 г.

Все экспонаты парка патриот