Подписывайтесь на наш Telegram! Это самый оперативный источник информации о Парке.

Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152М

Жаргонное название ИСУ-152 — «Зверобой». В Вермахте её называли «Dosenöffner» с немецкого  — «консервный нож».
Страна производитель СССР. Завод №100 г. Челябинск.
Год производства 1943 - 1947 гг.
Уникальность Распространённый
Эпоха Времён войны
Тип Тяжелая самоходная установка
Серийность Серийный (произведено 2825 единиц)
Подвижность
Двигатель В-54К-ИС дизель V- образный, жидкостного охлаждения
Мощность 520 л.с.
Максимальная скорость по шоссе 40 км/ч
Максимальная скорость по пересеченной местности 18-20 км/ч
Запас хода по шоссе 400-500 км
Вооружение
Основное орудие Гаубица-пушка МЛ-20С обр.1937/43 / 20 снарядов
Калибр 152,4 мм
Пулемет ДШКМ калибр 12,7 мм / 250 патронов
Прицелы СТ-10, Панорама Герца
Бронирование
Тип брони Противоснарядная, катаная
Лоб рубки 90 мм
Лоб корпуса (верх) 60 мм
Маска орудия 100 мм/град
Лоб корпуса (низ) 90 мм
Корма рубки 60 мм/град
Крыша рубки и корпуса 30 мм
Днище 20 мм
Дополнительно
Боевая масса 46 тонн
Экипаж 5 человек
Средства связи Радиостанция Р-113 и танковое переговорное устройство ТПУ-120

Описание:

Тяжелая бронированная боевая машина ИСУ-152М относится ко второму этапу модернизации самоходной установки ИСУ-152 с использованием узлов и агрегатов тяжелого танка ИС-2М. Первый этап по модернизации машин производился в 1954-1955 годах на заводах промышленности при проведении капитального ремонта самоходных установок ИСУ-152. При модернизации основное внимание было уделено повышению боевых свойств САУ, надежности ее узлов и агрегатов при эксплуатации.

В 1959 году, на заводе ЧКЗ №100, модернизированная машина получила обозначение ИСУ-152 М («объект 241М»). Это была полностью закрытая, бронированная самоходная установка с передним расположением боевого отделения. Отделение силовой установки находилось за боевым отделением и было изолировано от него перегородкой.

Экипаж САУ состоял из пяти человек. В броневом корпусе, впереди справа от гаубицы-пушки, находилось рабочее место командира, за ним – замкового. Рабочее место механика-водителя находилось впереди слева от артиллерийского орудия, за ним-рабочее место наводчика, сзади за наводчиком - рабочее место заряжающего. В крыше броневого корпуса имелись три посадочных люка: два (круглых) в передней и один (прямоугольный) в кормовой части. Была улучшена конструкция крышек люков командира и наводчика. В верхней части лобового листа, над люком механика-водителя, было установлено 2 фары с ограждением.

В самоходной установке благодаря модернизации были повышены боевые свойства машины за счет обеспечения более удобной работы экипажа. В крышке командирского люка был установлен смотровой прибор ТПК-1, в крышке люка наводчика-прибор наблюдения МК-4. В верхнем лобовом листе корпуса, на рабочем месте механика-водителя имелся смотровой люк, закрывавшийся броневой пробкой со смотровой щелью и стеклоблоком. Для обеспечения вождения машины ночью в смотровой люк механика-водителя устанавливался прибор ночного видения БВН. В днище корпуса, за сиденьем механика-водителя, имелся люк запасного выхода.

В отделении силовой установки, вдоль продольной оси корпуса установлен быстроходный дизель В-54К-ИС мощностью 520л.с. Для облегчения пуска двигателя в зимних условиях на машине установили новую систему подогрева. Емкость трех внутренних топливных баков составляла 560л, четырех наружных - 360л. Наружные баки сообщались между собой и были подключены через распределительный кран к топливной системе.

В ходовой части использовались два ведущих колеса кормового расположения. Направляющие колеса были взаимозаменяемые с опорными катками. Ширина трака гусеницы -650мм.

На модернизированные самоходки устанавливались гусеничные подкрылки по образцу танка ИС-2М, дополнительные топливные баки и бревно для самовытаскивания - в корме машины. Именно из-за своего внешнего вида модернизированные ИСУ-152М заметно отличались от исходного варианта самоходки.

На самоходной установке ИСУ-152М была установлена 152,4-мм гаубица-пушка, МЛ-20С обр. 1937/43гг. с поршневым затвором и щелевым дульным тормозом. Гаубица устанавливалась с помощью рамки, в лобовой части броневого корпуса, со смещением к правому борту от продольной оси машины. Высота линии огня составляла 1800мм. Прицельная дальность стрельбы прямой наводкой до 6200м. Максимальная дальность стрельбы с закрытых позиций с помощью панорамного прицела до 13 000м. Для стрельбы по воздушным и наземным целям на части машин на вращающемся основании командирского люка крепился кронштейн, в который устанавливался станок 12,7-мм пулемёта ДШК. Маскировка САУ ИСУ-152М осуществлялась с помощью двух больших дымовых (аэрозольных) шашек БДШ.

Гаубица-пушка МЛ-20С являлась мощным орудием, способным эффективно поражать бронированные цели, а также долговременные огневые точки. Боекомплект к орудию составлял 20 выстрелов раздельного заряжания. Бронебойный снаряд на дальности 1000м пробивал броневую плиту толщиной 123мм.

Для внешней радиосвязи на машине устанавливалась радиостанция Р-113, для внутренней связи и для связи с командиром десанта - танковое переговорное устройство ТПУ Р-120.

Самоходные установки ИСУ-152М стояли на вооружении Советской Армии до начала поступления в войска САУ нового поколения. До настоящего времени сохранилось немало экземпляров ИСУ-152М. Машины служат памятниками и экспонатами в различных городах России и Белоруссии.

САУ ИСУ-152М экспонируется в Музейном комплексе №1 парка «Патриот».

Все экспонаты парка патриот