Top.Mail.Ru
Уважаемые гости! 24 апреля 2024 г. Партизанская деревня с 14:00 до 18:00 закрыта для посетителей  по техническим причинам, приносим извинения за доставленные неудобства.

Полугусеничный бронетранспортёр ОТ-810

Чешская кинозвезда с немецкими корнями
Страна производитель Чехословакия
Год производства 1958-1962
Уникальность Серийный
Эпоха Послевоенная
Тип Бронетранспортер
Серийность Около 2000 (по другим данным —1450)
Основные характеристики
Боевая масса 9 т
Длина 5,71 м
Высота 1,88 м
Ширина 2,1 м
Применяемая броня Лоб — 15 мм, борт — 8-12 мм, корма — 8-12 мм, днище — 6 мм, крыша — 6 мм
Запас хода 600 км
Скорость по шоссе До 60 км/ч
Мощность двигателя 122 л. с.
Вооружение 7,62-мм пулемет vz.59
Дополнительно
Экипаж 2 человека + 10 человек десант
Средства связи Радиостанция Р-113
Интересные факты
1 Последний серийный полугусеничный БТР в мире
2 Создан на основе немецкого БТР Sd.Kfz.251
3 Много лет "играет" в кино немецкие бронетранспортеры

Описание:

ОТ-810 — единственный в мире полугусеничный бронетранспортёр, который продолжали выпускать после Второй мировой войны. ОТ-810 создан на основе немецкого БТР Sd.Kfz.251, поэтому много раз изображал германскую технику в кино. В отличие от прототипа, экипаж и десант защищены бронированной крышей и могут стрелять через бойницы в бортах и корме.

Почему чехи решили делать немецкий бронетранспортер?

Чешская компания “Шкода” (Škoda) еще с XIX века была известным в Австро-Венгрии поставщиком военной продукции, особенно пушек самых разных систем. Причем Австро-Венгрии требовалось оружие собственной разработки, поэтому в Чехии сложилась своя самобытная “школа” конструкторов. И потому с обретением независимости Чехословакия смогла начать выпуск своей бронетехники, которую активно предлагали на экспорт. Чешскими танками и гаубицами интересовались даже в СССР.

После Второй мировой войны встал вопрос: чем вооружить армию возрожденной Чехословакии?

Во время оккупации Германией на чешских заводах массово выпускали танки и БТР немецкого образца, поэтому логичным ходом стало освоение германской техники. Но не простое копирование, а развитие идей.

В 1952 году компания TATRA, известный производитель целого спектра автомобилей и вагонов, начала на заводе в городе Копршивнице разработку нового бронетранспортёра. Основой послужил полугусеничный немецкий БТР Sd.Kfz.251, более известный у нас как “Ганомаг” (по имени фирмы-производителя).

Этот БТР имел полноценное гусеничное шасси и пару колес впереди. Колеса удлиняли общую опорную поверхность машины и позволяли управлять БТР по дороге. Поэтому Sd.Kfz.251 мог и преодолевать бездорожье, и ездить по шоссе с большой скоростью — до 50 км/ч и выше. То есть вышел отличный образец для подражания и улучшения.

Летом 1954 года были готовы два первых прототипа: один с 7,62 пулемётом vz.52, второй — с крупнокалиберным “противотанковым” 12,7-мм пулеметом vz.38/46 — чешской версией знаменитого советского пулемёта ДШКМ. Чехословацкую армию результаты испытаний не устроили, поэтому конструкцию серьезно доработали.

И в 1958 году на заводе Podpolianskym Strojárňam в Детве (центральная Словакия) начался серийный выпуск нового БТР ОТ-810 (от “Obrněný transportér“ — "бронетранспортер"). Всего по разным данным выпустили порядка 1450-2000 машин.

Каковы же ключевые отличия ОТ-810 от “немца”?

Главное отличие — полноценная броневая крыша. В конце 50-х годов предполагали применение в следующей войне оружия массового поражения, поэтому защита пехоты в БТР должна была быть буквально всесторонней.

Корпус БТР был сварен из листов катаной стали толщиной от 6 до 15 мм, а не собран на болтах, как на немецких машинах.

В передней части корпуса стоял дизельный восьмицилиндровый двигатель TATRA Т-928-3 воздушного охлаждения и мощностью в 122 л.с. На немецких БТР стояли бензиновые “Майбахи” с жидкостным охлаждением и мощностью только 100 “лошадей”. Благодаря дизелю существенно выросла дальность хода.

Управление машиной — рулевым колесом с наклоном вниз (как на германском прототипе) и рычагами для бортовых тормозов, что существенно повышло маневренность.

Цельные бескамерные колеса в передней части машины лучше переживали обстрелы и проколы. Гусеничная ходовая часть имела торсионную подвеску и обрезиненные опорные катки.

Командир и водитель сидели спереди, бок о бок. Причем и командир, и водитель имели сравнительно хороший обзор вперед и вбок через пуленепробиваемые триплексы. При необходимости командир мог стрелять из верхнего люка — из ручного 7,62-мм пулемета vz.52, позже из установки единого пулемета vz.59 с круговым обстрелом. Далее размещался десант — десять солдат. Двое солдат сидели сзади водителя и командира по ходу движения. Остальные сидели на скамьях по бокам лицом друг к другу. Десантники могли вести огонь из личного оружия через специальные бойницы в броне — чего тоже не было у “Ганомага”.

На некоторые машины ставили фильтровентиляционное оборудование — защиту от оружия массового поражения. Такие БТР могли перевозить меньше солдат, поскольку оборудование было сравнительно громоздким и занимало значительную часть правой стороны полезного объема внутри транспортера.

Вход и выход в ОТ-810 был возможен благодаря двустворчатой задней двери в корме и двустворчатым люкам в крыше, которые откидывались в стороны.

При необходимости этот БТР мог буксировать прицеп массой до трех тонн.

На базе ОТ-810 создали целое семейство техники — командно-штабную машину, машину связи ОТ-810/R2, санитарную машину, а также истребитель танков OT-810D.

На истребителе танков убрали крышу и добавили три откидных бронещита, защищающие расчет безоткатной 82-мм пушки М59А из трех человек.

Благодаря похожести на прямого “предка”, Sd.Kfz.251, ОТ-810 часто снимали в кино “в роли” немецких бронетранспортеров. Наиболее заметные фильмы и сериалы с участием ОТ-810 — это “Товарищи по оружию/Band of Brothers”, “Спасение рядового Райана”, “Ремагенский мост/The Bridge at Remagen”, “Освобождение Праги”, “Белый Тигр”, “Звезда” 2002 года, “Они были солдатами/Saints and Soldiers”, и даже вольная экранизация Шекспира “Ричард III” 1995 года.

Отличить послевоенные машины от "оригиналов" простой зритель может по закрытой крыше на OT-810.

Сейчас ОТ-810 можно увидеть в парке “Патриот” в павильоне № 7 Музейной площадки №1 в экспозиции "Священная война".

Все экспонаты парка патриот