Top.Mail.Ru
Уважаемые гости! 24 апреля 2024 г. Партизанская деревня с 14:00 до 18:00 закрыта для посетителей  по техническим причинам, приносим извинения за доставленные неудобства.

Паровоз Эр-788-49

Один из последних паровозов СССР
Страна производитель СССР
Тип Паровоз

Описание:

Паровозы серии Э — лучшие паровозы дореволюционной постройки, одни из самых надежных, а также самые массовые паровозы в мире — выпущено более 11000 штук.

Они выпускались с 1912 по 1957 год и служили многие десятки лет. Это основной советский паровоз 1930-х годов для грузовых перевозок. Именно паровозы серии Э перевозили важнейшие грузы во время Великой Отечественной войны, а паровозы подсерии Эр стали последними, ездившими по советским железным дорогам, вплоть до 1986 года.

В парке “Патриот” на подъездном пути железной дороги от станции “Кубинка” стоит необычный экспонат — паровоз серии Эр. Что значат эти буквы и откуда они взялись?

Наши железные дороги XIX - начала XX века, как правило, имели сложный профиль — постоянные кривые, подъемы и спуски. Поэтому конструктору Вацлаву Лопушинскому пришлось придумать специальные паровозы — тяжелее прежних, но с пятью движущими осями, на которые распределялась нагрузка. Основной идеей проекта было обеспечить максимальную тягу при наибольшей простоте конструкции паровоза.
Такие паровозы получили в 1912 году букву Э — последнюю, неиспользованную ранее.

Сцепной вес (вес, который приходится на все ведущие колёсные пары паровоза) новых локомотивов был на четверть выше, чем у предшественников, что увеличило тягу и позволило водить более тяжелые поезда.

Благодаря второй и пятой подвижным осям паровозы серии Э отлично вписывались в кривые радиусом до 300 м. Позже их манёвренность даже сравнивали с трамваем.

Котел высоко подняли над рамой паровоза, и топка разместилась над колёсными парами, а не между листами рамы, как раньше. Поэтому теперь при ремонте топку можно было вынуть без сложнейшей разборки кожуха. Благодаря тому, что топка не была “зажата”, стало возможно наращивать мощность паровозов, попросту увеличивая площадь топки.

Уже 27 октября 1912 года первый паровоз Э.901 Луганского завода был принят по акту, а закончил службу 1 марта 1970 года, более полувека спустя.

Первые же паровозы серии Э смогли в 1914 году водить поезда весом в тысячу тонн даже на крутых подъемах со скоростью до 29 км/ч. Мощность паровоза составила 790 “лошадей”, а позже подбором режима горения топлива ее удалось увеличить до 1000-1200 л.с.

До 1925 года, несмотря на бури войн и революций, выпустили порядка полутора тысяч паровозов серии Э.

В конце 1933 года на Муромском заводе впервые переделали паровоз в модификацию Эр — “реконструированный”. Благодаря удлиненной топке мощность повысилась на 15%, а КПД — на 8 %. До войны на Луганском и Брянском заводах успели выпустить около 300 машин.

К 1941 году два из семи паровозов на дорогах СССР были серии Э, а с учетом надвигающейся войны почти половину паровозов стратегического запаса (точнее, 487 из 1050) составили паровозы серии Э.

Во время Великой Отечественной войны паровозы серии Э проходили даже по наспех проложенным путям и временным мостам. Питались любым топливом: и сырыми дровами, и сланцем, и изгарью (частицами не догоревшего каменного угля, собранными из дымовых коробок паровозов). Продолжали путь даже с пробитым котлом или поврежденной машиной. Простая и эффективная конструкция в сочетании с “вездеходностью”, надежностью и универсальностью делали “Эшки” или “Эшаки” буквально незаменимыми на войне.

Паровозы серии Э составили основу колонн особого назначения Наркомата путей сообщения — мобильных резервов, которые работали в отрыве от депо. Эти паровозы были максимально надёжными и живучими, а ремонтировать их можно было вручную.

“Эшки” дошли до Берлина и Маньчжурии, буквально “вывозя войну”.

В 1943 году производство столь нужных паровозов возобновили на Коломенском заводе. Внешне эти Эр отличались формой колпака на паровом котле и большим фонарем на крыше будки. Всего выпустили 22 машины — последние паровозы Э в СССР.

Зато после победы простые и надежные паровозы Эр продолжали с 1946 года тысячами выпускать в союзных СССР странах — Румынии, Венгрии, Чехословакии и Польше. Вплоть до 1957 года, эпохи спутников и межконтинентальных ракет, выпустили около 2700 паровозов. Заслуженные ветераны продолжали службу еще долгие годы.

В семидесятые годы прошлого века молодёжь СССР уже трудно было зазвать на “допотопную” технику, поэтому придумали хитрый ход — срок службы на паровозе засчитывался как служба в армии.

Паровозы Эр продолжали возить грузы вплоть до 1986 года (на Октябрьской железной дороге, участок Олонец-Янисъярви), завершив эпоху пара в СССР.

Теперь один из последних паровозов СССР можно увидеть на подъездном пути парка “Патриот”. Паровоз Эр-788-49, построенный в 1952 году, долгие годы стоял на базе запаса Муслюмово Южно-Уральской железной дороги. А затем был отреставрирован и передан в дар Министерству обороны 5 июля 2016 года.

Все экспонаты парка патриот