Подписывайтесь на наш Telegram! Это самый оперативный источник информации о Парке.

Опытный тяжелый танк ИС-7

По совокупности боевых показателей ему не было равных танков в мире
Страна производитель СССР
Год производства 1946-1948
Уникальность Опытный
Эпоха ВОВ-послевоенная
Тип Тяжелый танк
Серийность Изготовлено 6 штук
Интересные факты
1 Самый мощный танк своего времени
2 Создан как ответ на немецкий сверхтяжелый танк "Маус"
3 Уникальная огневая мощь - 130-мм пушка и восемь пулеметов, включая два крупнокалиберных
4 Пушка ИС-7 впервые имела механизм заряжания, поэтому отличалась высокой скорострельностью - до 6 выстрелов в минуту
5 Лобовая и верхняя бортовая броня ИС-7 выдерживала даже 128-мм снаряды пушки танка "Маус" с любой дистанции
6 Бортовая броня - из гнутого бронелиста толщиной 150 мм
7 При весе 68 тонн ИС-7 обгонял вне дорог средние танки
8 Впервые на советском танке - установлен стабилизированный прицел
9 Впервые наведение пушки - с помощью прибора "Штурм"
10 Имел автоматическую систему пожаротушения углекислотой
11 Впервые - эжекционная система охлаждения мотора и двуступенчатый воздушный фильтр
12 Впервые на советском танке - резинометаллические шарниры
13 Впервые на советский танк предполагали установить радиодальномер, оптический дальномер и приборы ночного видения
14 Двигатель на основе мотора торпедного катера
15 Испытывался на полигоне в Кубинке
16 Единственный сохранившийся экземпляр
Основные характеристики
Боевая масса 68 тонн
Бронирование
Применяемая броня 210 мм - лоб башни, 150 мм - лоб и борт корпуса
Подвижность
Скорость по шоссе Максимальная 60 км/ч, средняя 31 км/ч
Запас хода на одном баке 200 км
Мощность двигателя Дизельный, 1050 л.с.
Огневая мощь
Вооружение №1 130-мм пушка С-70
Боекомплект вооружения №1 30 снарядов раздельного заряжания
Вооружение №2 Два 14,5-мм пулемета КПВ
Боекомплект вооружения №2 400 патронов
Вооружение № 3 Шесть 7,62-мм пулемета РП-46
Боекомплект вооружения №3 2500 патронов
Дополнительно
Экипаж 5 человек
Средства связи Радиостанция 10-РТ и танковое переговорное устройство ТПУ-47 на пять абонентов

Описание:

ИС-7 — венец эволюции тяжелых танков. Создан для борьбы с немецким сверхтяжелым танком «Маус». Имел неповторимую огневую мощь — 130-мм пушку со стабилизацией прицела и механизмом заряжания, а также восемь пулемётов. По скорости вне дорог ИС-7 превосходил средние танки. Броню ИС-7 не пробивала и 128-мм пушка «Мауса», даже в упор!

Единственный сохранившийся экземпляр ИС-7 сейчас находится в 1-ом павильоне Технического центра парка «Патриот»: он особо выделяется среди других уникальных экспонатов, и это понятно — ИС-7 воплотил в себе весь опыт Великой Отечественной войны и последние новинки техники конца сороковых годов.

Советские танкисты по итогам боев и изучения трофеев, а также союзной техники, требовали от конструкторов повышения начальной скорости пушек, хорошей оптики, улучшения обзора из танка, а также защиты от новейших немецких снарядов, включая кумулятивные.

Поэтому в начале 1945 года Главное бронетанковое управление разработало требования для новой боевой машины.

Лобовая броня должна держать 122-мм снаряд мощной пушки БЛ-13 в упор.

Своя пушка калибра 122 мм или больше, с начальной скоростью снаряда в километр в секунду. Двигатель — дизельный, мощностью в 1000-1200 лошадиных сил, способный разогнать даже тяжелый танк до 60 км/ч.

Танковый мотор такой мощности хотели сделать еще к октябрю 1941 года, но тогда война поломала все планы.

Любопытно, что разработку танка поручили двум конструкторским бюро не просто из одного города — Челябинска, но буквально «через забор» друг от друга.

Конструкторским бюро Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) руководил Николай Леонидович Духов, разработчик тяжелых танков от КВ-1 до ИС-4. А КБ опытного завода № 100 — Жозеф Яковлевич Котин, один из создателей КВ и ИС-2.

Уже к концу мая 1945 года конструкторы бюро Котина во главе с Петром Павловичем Исаковым выдали проект «Объект 257», он же — будущий ИС-7.

Лобовую броню танка увеличили до 150 мм. Еще сильнее выросла защита борта. Ранее нижние листы брони приходилось ставить вертикально, поскольку в корпусе танка были элементы ходовой части. А теперь ходовую часть убрали из корпуса, и бронелисты поставили под углом. Такой борт не пробивала и 105-мм немецкая зенитка, даже в упор.

Но тут в поверженной Германии обнаружили легендарных монстров: танк «Маус» и самоходку «Ягдтигр» со 128-мм пушками.

Чтобы точно пробить броню «Мауса», знаменитый конструктор Грабин спроектировал 130-мм пушку С-26. Но в башню «Объекта 257» такая пушка не влезала, ибо была спроектирована на основе корабельной Б-13. А броня нашего танка должна была защищать уже от 128-мм пушки «Мауса».

Поэтому к сентябрю 1945 года подготовили сразу четыре новых проекта будущего тяжеловеса «объект 258», «объект 259», «объект 260» и «объект 261».

Их вес - от 60 до 65 тонн, двигатель — один мощный дизель в 1200 лошадиных сил либо спарка дизелей по 600 «лошадей». Трансмиссия могла быть механической либо электромеханической — по опыту изучения немецкой тяжелой самоходки «Фердинанд».

Одобрили «проект 260».

Его 130-мм пушка в два раза мощнее орудия знаменитого танка ИС-2 и пробивает 230-мм броню за километр. При этом пушка выстреливает до 6-8 снарядов в минуту — благодаря механизму заряжания.

Лобовую броню танка не пробивали ни 128-мм снаряды с любой дистанции, ни 150-мм кумулятивные гранаты типа «Фаустпатрон».

Первый «объект 260» сделали 8 сентября 1946 года, но машину продолжают дорабатывать, пробуя разные варианты вооружения и двигателя. Танк постоянно меняет облик.

Главным конструктором по совершенствованию ИС-7 Котин назначает Николая Федоровича Шашмурина, который принимал участие в создании советских тяжёлых танков от СМК и КВ-1 до ИС-2. Благодаря такому колоссальному опыту Шашмурин смог довести удивительно многоликий проект до окончательного варианта.

В 1947 году на ИС-7 ставят 130-мм пушку С-70 (на базе С-26). Огромная длина ее ствола в 57 калибров, или более семи метров, обеспечивает начальную скорость бронебойного снаряда весом 34 килограмма в 900 метров в секунду.

Чтобы экипаж не угорел от пороховых газов, после выстрела ствол пушки продувают сжатым воздухом.

Новейший механизм заряжания пушки, на шесть снарядов, простой и надежный, с электрическим приводом, обеспечивает до шести выстрелов в минуту — крайне высокую скорострельность для такого калибра. Всего в ИС-7 помещалось до 30 бронебойных и осколочно-фугасных снарядов с раздельным заряжанием — то есть сначала заряжали снаряд, а потом заряд пороха в гильзе.

Наводил пушку специальный прибор «Штурм». Сначала наводчик наводил призму стабилизированного, то есть независящего от движения танка, прицела ТШ-46 на цель, а затем прибор автоматически подводил пушку к линии прицеливания и производил выстрел.

К пушке прилагалось целых восемь современных пулеметов. Из них два крупнокалиберных — 14,5-мм КПВ, а остальные — ротные 7,62-мм РП-46. Три пулемета, включая один КПВ, строены с пушкой. Второй КПВ — зенитный, на крыше башни. Два пулемёта РП-46 в специальных кожухах на бортах корпуса, и еще два — на бортах башни. Все четыре курсовых пулемета, при необходимости, могли стрелять и назад. Причем эти пулеметы имели дистанционное управление изнутри танка и систему пневматической перезарядки. Боекомплект пулеметов — 2500 патронов для РП-46 и 400 для КПВ.

Экипаж ИС-7 — пять человек. Командир танка сидел в башне справа от пушки, наводчик слева, за ними — два заряжающих, а механик-водитель — впереди в корпусе.

Литая башня — с броней от 210 мм спереди до 150 мм по бортам и 90 мм на корме. Толщина маски орудия доходила до 355 мм. Листы корпуса — от 150 мм, под углом 58 градусов, до 60 мм.

Чтобы не сваривать отдельные листы бортовой брони, научились гнуть броню толщиной в 150 мм.

Дизельный двигатель М-50Т — на базе серийного мотора торпедного катера, мощностью 1050 лошадиных сил. Впервые среди советских танков — с эжекционной системой охлаждения, использующей энергию выхлопных газов. Также впервые внедрили специальный воздушный фильтр с двумя степенями очистки и удалением пыли выхлопными газами.

Благодаря мощнейшему двигателю тяжёлая машина весом в 68 тонн разгоняется на шоссе до 60 км/ч при средней скорости чуть более 31 км/ч. По проселку и бездорожью ИС-7 двигается быстрее, чем другие тяжёлые и даже средние танки — в среднем 28 км/ч. При этом 1300 литров топлива хватает ИС-7 на 200 км пути. По шоссе танк тратит 419 литров на 100 км.

Пожар в танке тушила специальная автоматическая система с углекислотой.

Гусеницы ИС-7 впервые для отечественного танка имели резинометаллические шарниры, что повышало ресурс ходовой части и уменьшало шум при езде.

Подвеска танка — из пучковых торсионов. Каждый торсион — пучок упругих металлических стержней диаметром 25 мм.

Обзор из танка обеспечивают девять перископов, а связь — комбинированная радиостанция, работающая и в одностороннем, и в двустороннем режиме (но на опытные машины пришлось установить серийную радиостанция 10-РТ).

Среди других новинок техники на ИС-7 хотели установить даже радиодальномер с дальностью определения целей до четырех километров, но разработать радар для танка в сороковые годы не смогли. Хотя требования к танковому радару сформировали еще в мае 1946 года. Оптический дальномер с дальностью до 5500 метров тоже не установили.

Прибор командира танка для ночной стрельбы, по мотивам трофейных немецких прицелов конца войны, должен был распознавать объекты на дальности до 700 метров вместо 200 метров у немецкого прототипа, но и его разработку не смогли вовремя завершить. Прибор ночного вождения для механика-водителя остался опытным.

С 23 ноября 1947 по 20 марта 1948 года ИС-7 проходит так называемые «министерские испытания».

А с 16 по 26 июля 1948 года специально изготовленный образец ИС-7 «безжалостно» расстреливают из пушек на полигоне в Кубинке. В танк стреляли и немецкими 88-128-мм пушками, и советскими 122—152-мм. Всего в ИС-7 попал 81 снаряд.

По итогам обстрела отметили, что броня ИС-7 — лоб башни, корпуса и верхний пояс бортов корпуса — защищает даже от снарядов 128-мм пушки с любой дистанции. Однако блок подвески скользящего попадания снаряда по левому борту не выдержал, хотя броню не пробило. Оказалось, что детали ходовой части этого ИС-7 отлиты из нелегированной стали.

Маршал бронетанковых войск Богданов уже определял части, куда должны пойти первые полсотни новых танков.

Но в ходе испытаний нашлось немало дефектов и поломок, которые не дали принять ИС-7 на вооружение. Например, плохое качество броневого литья, разрушение элементов ходовой части — подшипников, фрикционов, редукторов... А двигатель проработал на танке всего 84 часа вместо положенных 300. Причем летом мотор на высших передачах просто перегревался, и танк ехать не мог.

Больше того, даже установочную партию в 15 машин Кировский завод не выпустил — только шесть опытных, включая две 1946 года.

24 декабря тот же маршал Богданов пишет министру вооружённых сил СССР Булганину, что ИС-7 испытаний не выдержал. В его конструкцию нужно внести изменения. А чтобы определить возможности принятия ИС-7 на вооружение и его серийного выпуска, требуются новые государственные испытания 2 танков и войсковые испытания 15 танков. А пятнадцати ИС-7 в наличии нет.

Уже изготовленные опытные ИС-7 поставили на хранение.

А 18 февраля 1949 года выходит постановление Совета министров СССР, по которому вес тяжелого танка не должен превышать 50 тонн.

В такой вес 68-тонный ИС-7 не вписывался никак. На его судьбе был поставлен крест. Как и на судьбе самоходок на базе ИС-7 — «объекту 261» и «объекту 262» со 152-мм пушкой М-31 или М-48 и скоростью снаряда до километра в секунду. Почему?

В книге «75 лет исследований и испытаний бронетанкового вооружения и техники» отдельно отмечено, что именно мнение опытных сотрудников танкового полигона в Кубинке после испытаний ИС-7 помогло отказаться от его серийного выпуска.

Железнодорожники указывали, что их платформы могут перевозить танки не тяжелее 60 тонн, а попытка перевезти более крупные машины вне габарита приведет к параличу движения на железных дорогах.

Можно перечитать список новинок, которые использовали в конструкции ИС-7, и для каждой надо было создать ее производство с нуля. Представьте, чего стоил только пресс для сгибания 150-мм листов брони. При выпуске 15 машин эти танки стали бы непомерно дорогими.

Для сравнения, тяжелый танк ИС-4 — гораздо более простой, стоил в 1946 году три четверти миллиона рублей.

Советскому Союзу в те годы было поистине жизненно важно создать ядерное оружие, средства его доставки, реактивную авиацию и надёжную систему ПВО. На остальное денег уже не хватало.

Танковые заводы не осиливали массовый выпуск уже испытанных машин. Кроме того, финальный вариант ИС-7 был создан для противостояния в первую очередь «Маусу». А где найти немецкие сверхтяжелые танки в 1949 году? Тем более серийные.

Для остальных целей хватало более дешевых танков. Одним из них стал тяжёлый танк Т-10, принятый на вооружение в 1953 году. А ИС-7 остался уникальным памятником советской конструкторской мысли и пределом возможностей танков сороковых годов.

Сейчас единственный сохранившийся ИС-7 можно увидеть в первом павильоне Технического центра парка «Патриот» ("Тяжелые танки и САУ СССР") — рядом с полигоном, где и проходили когда-то его испытания. 

Все экспонаты парка патриот