Машина наблюдения «Кугельпанцер» («шаротанк»)
Страна производитель | Германия |
Год производства | нет данных |
Уникальность | единственный экземпляр хранится в Центральном парке "Патриот" |
Эпоха | нет данных |
Тип | шаротанк |
Серийность | уникальный экземпляр |
Интересные факты | |
1 | Не имел установленного вооружения |
2 | Неизвестно ни точное назначение, ни производитель |
3 | Один из самых экзотических образцов военной техники в мире |
Основные характеристики | |
Боевая масса | 2,5 тонны |
Применяемая броня | Катаная, лоб корпуса — 5 мм |
Подвижность | До 10 км/ч |
Мощность двигателя | 25 л. с. |
Описание:
Экзотический трофей «Кугельпанцер», в переводе с немецкого «шаротанк», захвачен в 1945 году Красной армией в Германии на полигоне в Куммерсдорфе. Это одна из самых непонятных военных машин мира, которая не принимала участия в боевых действиях и не несла вооружения, производитель — неизвестен, т.к. о машине не осталось никаких документов. Неизвестно даже, кто и зачем построил его. Вероятно, «шаротанк» — это просто демонстратор технологий.
Вокруг «Кугельпанцера» сложилось немало мифов и легенд. По одной из них, экзотическую машину вывезли из гибнущего рейха в Японию, и в августе 1945 года его захватили советские войска в Маньчжурии.
На самом деле, его захватили в Германии на полигоне в Куммерсдорфе, там же, где и сверхтяжелый танк «Маус», но, в отличие от «Мауса», у «Кугельпанцера» размеры более чем скромны — всего полтора метра в высоту и чуть больше в длину. Внутри с трудом поместится один человек.
Конструкция «Кугельпанцера» столь же проста, сколь и экзотична. Два больших колеса с грунтозацепами по бокам машины сходятся под углом 5 градусов — для лучшей устойчивости. Позади — небольшое рулевое колесо для поворотов. В корме — люк для входа внутрь. Впереди — смотровая щель.
К настоящему времени внутри «Кугельпанцера» не осталось оборудования. Но ранее внутри находился двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, от мотоцикла.
Для машины весом 2,5 тонны мотора мощностью всего 25 лошадиных сил было явно мало. Поэтому максимальная скорость — примерно 10 км/ч. Броня — толщиной всего пять миллиметров.
Для чего был создан «шаротанк» — не ясно, ведь для средства разведки у «Кугельпанцера» слишком тонкая броня, крохотная скорость и почти нулевой обзор. Если бы это была машина поддержки пехоты — пятимиллиметровая броня не защитила бы даже от винтовочной пули.
За рубежом даже высказывалась теория, что «Кугельпанцер» — фальшивка, изготовленная в СССР после войны с неизвестными целями. Якобы немецкая техника отличается высоким качеством изготовления, а на этой машине слишком грубые сварные швы. Фото трофея времен войны нет, захваченных немецких документов тоже нет.
Эта теория опровергается резким падением качества немецкой бронетехники уже в 1944 году.
Кроме того, схема шара применялась для транспортных средств еще в XIX веке. Такая идея привлекала конструкторов повышенной (в теории) вездеходностью.
В период Первой мировой, к февралю 1917 года, немцы построили Treffaswagen — опытный танк в форме цилиндра, с 20-мм пушкой и огромными колесами диаметром свыше трех метров. Предполагалось, что машина покажет высокую проходимость. Однако танк не оправдал себя и уже в октябре 1917 года его разобрали.
В те же годы, во время Первой мировой и после нее, описания шаровидных танков регулярно появлялись как на страницах фантастических романов, так и в серьезных научно-популярных журналах. Изобретателям даже выдавали патенты.
Вероятно, немцы построили «Кугельпанцер» как демонстратор технологий. Конструкция явно осталась недоработанной — заднее колесо мешало бы при движении. Странно выглядящая машина так и осталась опытной и единственной.
Сейчас уникальный и загадочный «шаротанк» можно увидеть в 6 павильоне Технического центра Центрального парка ВС РФ «Патриот».