Малый плавающий танк Т-37А
Страна производитель | СССР |
Год производства | 1933г. |
Уникальность | Единичный |
Эпоха | Времён войны |
Тип | Малый плавающий танк |
Серийность | Серийный (произведено 2566 единиц) |
Интересные факты | |
Уникальность | Сохранилось танков Т-37А - порядка 3-4 экземпляров различных модификаций. Танк, представленный в Музейном комплексе Площадка №1 в парке «Патриот» отреставрирован и находится в ходовом состоянии. |
Особенность конструкции | Герметичный корпус из катаных броневых листов. Для увеличения плавучести к надгусеничным полкам крепились поплавки, заполненные пробкой. |
Боевое применение | Массово использовались во время Польского похода РККА 1939 года и Советско-финской войны 1939-1940 годов. Участвовали в боях начального периода Великой Отечественной войны. |
Подвижность | |
Двигатель | Рядный, четырехтактный, 4- цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения |
Максимальная мощность | 40 л.с. |
Максимальная скорость по шоссе | 40 км/ч |
Максимальная скорость на плаву | 6 км/ч |
Запас хода на суше | 185 км |
Запас хода на плаву | 230 км |
Вооружение | |
Пулемет | 7,62-мм ДТ / 2142 патронов |
Бронирование | |
Лоб корпуса | 8 мм |
Лоб башни | 8 мм |
Дополнительно | |
Экипаж | 2 человека |
Средства связи | радиостанция 71-ТК (на «радийных» танках) |
Боевая масса | 3,2 тонн |
Описание:
Т-37А — первый серийный плавающий танк в мире. Создан в 1932 году на основе британского плавающего танка фирмы «Виккерс» и опытных плавающих танков советской разработки.
Восемь танков были приобретены и прибыли в СССР на полигон НИБТ в Кубинку и на заводы. Руководил работами главный конструктор Н.Н. Козырев. Серийно производился с 1933-36 годы на заводах № 2 и № 37 в Mоскве. На вооружение был принят в 1933 году. Всего было выпущено 2566 танков: линейные, радиотанки ТУ с радиостанциями и "химические" с огнеметной установкой. Первые два Т-37А с радиостанциями 71-ТК участвовали в ноябрьском параде 1933 года на Красной площади.
В Рабоче-крестьянской Красной армии предназначался для выполнения задач связи, разведки, боевого охранения на марше, для поддержки пехоты на поле боя. Т-37А массово использовались во время Польского похода РККА 1939 года и Советско-финской войны 1939-1940 годов. Участвовали в боях начального периода Великой Отечественной войны.
Танк имел герметичный корпус из катаных броневых листов. Трансмиссия располагалась в передней части корпуса, механик-водитель располагался слева, командир - справа по ходу движения. Двигатель - автомобильный "Форд-АА" располагался сзади, вдоль оси танка. Для увеличения плавучести к надгусеничным полкам крепились поплавки, заполненные пробкой. В результате модернизации надгусеничные поплавки стали изготавливать пустыми, без набивки их пробкой под названием «безпоплавковые».
На Ленинградском и Карельском фронтах были проведены десантные операции с участием Т-37А. Операция на Карельском перешейке в июне 1944 года по форсированию реки Свирь стала последним известным эпизодом участия советских плавающих танков в Великой Отечественной войне. Главное достоинство Т-37А - это умение форсировать водные преграды без посторонней помощи, поддержать пехоту огнем и броней. Данный экспонат представлен на Площадке №1 Музейного комплекса парка "Патриот". Танк отреставрирован и находится в ходовом состоянии.
В дополнение темы предлагаем к прочтению статью эксперта по истории вооружения и военной техники Юрия Пашолока "Метание пулеметного "поплавка" с небес в воду".