Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-5
Страна производитель | СССР |
Год производства | 1933 - 1935гг. |
Уникальность | Распространённый |
Эпоха | Времён войны |
Тип | Легкий танк |
Серийность | Серийный (произведено 1884 единиц) |
Интересные факты | |
Уникальность | Во время Киевских манёвров 1935 года экипажи БТ-5 совершали массовые прыжки на своих машинах через различные препятствия на 15-20 метров. |
Особенность конструкции | На танках БТ-5 использовалась независимая подвеска с винтовой цилиндрической пружиной, изобретённая американским инженером Джоном Кристи. Это давало возможность применения боевой машины как на гусеничном, так и на колесном ходу. |
Боевое применение | Танки БТ-5 воевали в Испании в 1937 году, у реки Халхин-Гол в 1939 году. Применялись в присоединении Западной Украины и Белоруссии, в советско-финской войне. Под Ленинградом и в Карелии танки БТ-5 воевали до середины 1944 года. |
Подвижность | |
Двигатель | V-образный, 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-5 |
Мощность двигателя | 400 л.с. |
Максимальная скорость на гусеницах | 52 км/ч |
Максимальная скорость на колесах | 72 км/ч |
Запас хода на гусеницах | 150 км |
Запас хода на колёсах | 200 км |
Вооружение | |
Пушка | 45-мм пушка 20-К / 115 выстрелов |
Пулемет | 7,62-мм ДТ / 2709 патронов |
Бронирование | |
Бронирование корпуса | 13 мм |
Бронирование башни | 13 мм |
Бронирование | противопульное |
Дополнительно | |
Боевая масса | 11,5 тонн |
Средства связи | радиостанция 71-ТК-1, танковое переговорное устройство ТПУ-3 |
Экипаж | 3 человека |
Описание:
БТ-5 - советский лёгкий колёсно-гусеничный танк. Серийный танк семейства быстроходных танков. Является усовершенствованным вариантом танка БТ-2 - уже с двигателем советского производства, с новой эллиптической башней на расширенном погоне и усиленным вооружением. Выпускался серийно на Харьковском паровозостроительном заводе в 1933-1935 годах. Принят на вооружение в соответствии с военной доктриной наступления на большие расстояния и действия на оперативных просторах. Предназначался для механизированных и танковых корпусов Рабоче-крестьянской Красной Армии. Всего произведено 1884 машины.
Вооружение танка БТ-5 состояло из 45-мм полуавтоматической пушки со спаренным пулеметом. Поворот башни осуществлялся вручную. В качестве приборов наблюдения применялись смотровые щели с бронестеклами, расположенными в лобовой части корпуса и боковых поверхностях башни. При переходе с гусеничного хода на колесный, гусеничные цепи укладывали на надгусеничные полки и закрепляли ремнями. Колесный ход использовался для движения по дорогам с твердым покрытием.
Характерной деталью внешнего облика «бэтэшек» стала «пирамидообразная» лобовая часть. Корпус был клёпаный. Танки БТ-5 получили танковое переговорное устройство и радиостанцию на командирских машинах. Состав экипажа три человека: командир, наводчик и механик-водитель. Командир и наводчик размещались на сиденьях в боевом отделении по обеим сторонам от пушки, а место механика-водителя находилось в отделении управления. Командир дополнительно выполнял обязанности заряжающего и радиста.
Боевое крещение БТ-5 состоялось в Испании в 1937 году. Они хорошо показали себя, превосходя в боях и по техническим данным танки противника. Отличались хорошей скоростью и маневренностью, но подтвердились недостатки - пожароопасность бензинового двигателя, слабость противопульного бронирования. Танки БТ-5 применялись в 1939 году у реки Халхин-Гол, в присоединении Западной Украины и Белоруссии, в советско-финской войне, в начальном периоде Великой Отечественной войны. Под Ленинградом и в Карелии танки БТ-5 воевали до середины 1944 года. В последний бой БТ-5 пошли во время советско-японской войны в Маньчжурской операции через горы Хингана в августе 1945 года.
БТ-5 являлся одним из основных танков РККА довоенного периода. Машина была несложной в освоении, отличалась неприхотливостью в обслуживании и высокой подвижностью, благодаря чему пользовалась популярностью у танкистов. Строки знаменитой песни: «Броня крепка и танки наши быстры!» - посвящены именно танку БТ. Быстроходный колёсно-гусеничный танк БТ-5 находится в Музейном комплексе Площадка №1 парке «Патриот».