Top.Mail.Ru
С 15 апреля Центральный парк «Патриот» переходит на летний режим работы! Вт-пт с 10.00-18.00 и сб-вс с 10.00-19.00

Ан-12

Могучие крылья СССР
Страна производитель СССР
Год производства 1957-1972
Уникальность Распространенный
Эпоха Послевоенная
Тип Военно-транспортный самолёт
Серийность Серийный (выпущено 1246 машин)
Интересные факты
1 Был создан с одобрения Н. С. Хрущева как транспортный вариант пассажирского самолета Ан-10.
2 Самый масcовый советский многомоторный самолет.
3 Первый советский самолет, способный перевозить тяжелую технику - одну установку АСУ-85 или две БМД-1.
4 Внутри грузовой кабины помещался истребитель МиГ-17 или МиГ-21.
5 С Ан-12 сбрасывали сено для овец в Средней Азии.
6 Один Ан-12 мог перевезти до семи ядерных зарядов.
7 На Ан-12 в Москву доставили обломки сбитого самолета шпиона U-2.
8 Ан-12 мог взлететь с одним выключенным двигателем и уйти при посадке на второй круг с двумя выключенными двигателями - даже с одного борта.
9 Принимал участие во многих локальных войнах по всему миру.
10 Летал над Северным полюсом и Антарктидой.
11 Эксплуатируется во многих странах мира до сих пор, а в Китае продолжается выпуск самолетов на базе Ан-12.
Основные характеристики
Длина 33 м
Высота 10,5 м
Площадь крыла 121,7
Размах крыла 38 м
Взлетная масса 51 т (55 т для Ан-12Б), максимальная 54 т (61 для Ан-12Б)
Максимальная полезная нагрузка 16 т (20 т для Ан-12Б)
Подвижность
Скорость полёта 656-686 км/ч максимальная, 570-580 км/ч крейсерская
Дальность полёта 500 км
Мощность двигателя 4 АИ-20 по 4000 л. с.
Вооружение
Вооружение №1 Две 23-мм пушки АМ-23 в кормовой башне, скорострельность 1250-1350 выстр./мин. на ствол.
Боекомплект вооружения №1 700 снарядов (по 350 на ствол)
Дополнительно
Экипаж 6-7 человек

Видео:

Описание:

Ан-12 — один из самых внушительных экспонатов в открытой экспозиции Музейной площадки №1 парка “Патриот”. Этот большой самолет с четырьмя пропеллерами видно издали.

Ан-12 — основа военно-транспортной авиации СССР 1960-1970-х годов. Самый массовый четырехмоторный самолет СССР (1246 машин), а также один из самых надежных. С появлением Ан-12 Советский Союз стал способен быстро перебрасывать людей и грузы по всему миру.

Ан-12 перевозили группы спецназа, ядерные заряды и сено, самоходные орудия и боевые машины десанта, истребители и зенитные ракеты. Они летали над Северным полюсом и Антарктидой, доставляли военные грузы от Анголы до Афганистана и Вьетнама, спасали людей в Перу и привозили оборудование газовикам и нефтяникам Сибири.

30 ноября 1955 года Совет Министров СССР предписал государственному союзному ОКБ Олега Антонова начать разработку сразу двух машин — пассажирской (“самолет У” — будущий Ан-10) и военно-транспортной (“самолёт Т”, то есть “транспортный”— Ан-12).

“Изюминкой” проектов была большая унификация между этими вариантами. Это удешевляло и ускоряло разработку. Зачем была нужна такая скорость?

К 1956 году советская военно-транспортная авиация имела лишь менее тысячи устаревших поршневых самолётов Ил-12, Ил-14 и Ту-4Д, и еще более старых Ли-2. Эти машины поднимали максимум два десятка бойцов. Небольшой турбовинтовой Ан-8 впервые взлетел в 1956 году.

А теперь в случае войны страна в теории быстро получала дополнительную военную авиацию — к пассажирским Ан-10 приделывали новую хвостовую часть с большим люком и десантным оборудованием – лебедками и домкратами. Идею Антонова одобрил лично глава СССР Н.С. Хрущев.

На практике Ан-10 получил слишком большую, тяжелую и прочную для перевозки только лишь пассажиров кабину. В свою очередь, Ан-12 получил от пассажирской версии герметичную среднюю часть фюзеляжа, ненужную для перевозки десанта на средних высотах, к тому же более трудоемкую и тяжелую.

В итоге Ан-10 стал “невезучим близнецом” — не слишком удачным пассажирским самолетом, чей выпуск прекратили уже в 1960 году. Зато Ан-12 получился “рабочей лошадкой” транспортной авиации на долгие десятилетия.

Для ускорения проекта многие решения брали от уже серийных машин. Так, конструкцию прочного и жесткого грузового пола для Ан-12 взяли от Ан-8, предыдущей транспортной машины КБ Антонова. Часть идей взяли и от бомбардировщиков Ту-16 и Ил-28. Высокопрочный алюминиевый сплав В95Т достался СССР как трофей из побежденной Германии. Поэтому от начала работ до первого вылета опытной машины прошло всего чуть более 15 месяцев.

7 марта 1957 года в воздух поднялся первый опытный “самолет У” (Ан-10), построенный на заводе в Киеве, а 16 декабря 1957 года взлетел первый Ан-12, собранный в Иркутске.  

Больше того, Ан-12 удалось быстро запустить в серию — уже в конце 1957 года. Дело в том, что все агрегаты и секции самолёта разбивались на отдельные панели, каждую из которых собирали отдельно, с лучшими условиями работы и качеством изготовления. Это в разы снизило трудоемкость изделия и повысило производительность труда рабочих.

Ан-12 приняли на вооружение в 1959 году, а первые самолеты начали поступать в Витебскую авиадивизию еще в 1958. 9 июля 1961 года новинку впервые показали на параде в Тушино.

Чем выделялся Ан-12?

Четыре мощных турбовинтовых двигателя АИ-20 в 4000 “лошадей” каждый вдвое повысили грузоподъемность Ан-12 по сравнению с предшественниками, заметно выросли потолок (на 2-5 км), дальность (на 500-1000 км) и скорость (на 150-200 км/ч) самолета. Ресурс двигателей удалось увеличить со 100-200 часов на первых сериях до 8000 часов.

Размещение двигателей под, а не над крылом снизило расход топлива на 8-10 %.

Крыло большого удлинения и выдвижные закрылки позволили Ан-12 успешно взлетать и садиться на короткие полосы, даже с рыхлого снега глубиной до 20 см.

Благодаря удачной аэродинамике Ан-12 мог успешно летать и на малых скоростях вплоть до минимальной в 152 км/ч.

Также Ан-12 мог взлететь и набрать высоту даже с одним неработающим двигателем. А на посадке уйти на второй круг даже с двумя отказавшими двигателями с одной стороны, поставив их винты по потоку.

Развитое оборудование навигации (радиолокатор, три компаса, автопилот, система слепой посадки, радиостанции) обеспечивало полет и выброску десанта днем и ночью.

Десантная система радиопривода “Протон-М” выводила самолеты на маячки наземных площадок десантирования, а также измеряла расстояние между самолетами в воздухе.

Ан-12 разных модификаций поднимали до 14, 16 и даже 20 тонн груза, могли взять на борт до 60 парашютистов, до 90-105 солдат с оружием или до 69 раненых на носилках. Благодаря рампе десантники могли прыгать из самолета в два "потока", быстрее, чем раньше.

А главное — Ан-12 возил тяжелую технику, вплоть до самоходных орудий АСУ-85 весом в 16 тонн. Специально разработанных БМД (боевых машин десанта) в Ан-12 умещалось сразу две. Таким образом, с Ан-12 ВДВ получили кардинально новые возможности.

На заводах в Иркутске, Воронеже и Ташкенте с 1957 по 1972 год выпустили 1246 Ан-12 — рекорд среди советских многомоторных самолетов.

Лучшей модификацией стал Ан-12БК с новыми двигателями АИ-20М в 4250 “лошадей”, панорамным радиолокатором “Инициатива-4”, расширенным проемом грузолюка и улучшенным навигационным оборудованием.  

На базе Ан-12 строили мощные постановщики помех (примерно шестая часть машин от всех спецвариантов), самолеты радиоразведки, воздушные командные пункты, морские спасатели с катером на борту, летающие лаборатории.

Зимой 1959 года Ан-12 сбросили голодным овцам в Средней Азии 3000 тонн сена.

5 апреля 1960 года Ан-12 доставил срочный груз на станцию “Северный полюс-8”.

А в мае 1960 года на Ан-12 в Москву привезли обломки сбитого под Свердловском самолета-шпиона U-2.

С декабря 1961 года Ан-12 со специальным лыжным шасси летал над Антарктидой.

Для освоения месторождений нефти и газа Западной Сибири Ан-12 перевезли десятки тысяч тонн груза.

На военных учениях Ан-12 выбрасывали как “обычных” десантников, так и группы специального назначения.

Установив в грузовую кабину специальный транспортёр, с Ан-12 можно было сбросить до 70 бомб весом в 100 кг или до 22 бомб весом 500 кг. 

Специальные модификации Ан-12 возили топливо — авиационное, автомобильное или ракетное, и жидкий кислород – окислитель для ракет.

Один Ан-12 мог доставить в ракетные и авиачасти до семи контейнеров с ядерными зарядами или десятки управляемых и неуправляемых ракет для самолетов.

Военные Ан-12 в раскраске “Аэрофлота”: “серый низ, белый верх, голубые полосы” (чтобы не пугать очевидцев боевыми самолетами серого цвета) возили деликатные грузы во многие дружественные СССР страны, включая охваченные войнами Конго, Нигерию, Алжир, Эфиопию, Сомали, Анголу, на Мадагаскар, Йемен, в Лаос и Вьетнам, в Китай, Индонезию и Афганистан.

В Египет внутри Ан-12 летели даже истребители МиГ-17 и Миг-21, а также зенитные ракеты.

Летом 1970 года 35 Ан-12 доставили срочную помощь пострадавшим от землетрясения жителям Перу.

Ан-12 поставляли в Афганистан, Алжир, Китай, Чехословакию, Эфиопию, Индию, Ирак, Иорданию, Малайзию, Польшу и Югославию.

В декабре 1971 года индийские Ан-12 по ночам с высоты 350-400 м бомбили позиции войск Пакистана, не потеряв ни одной машины. А 11 декабря Ан-12 вместе с другими самолетами высадили 700 парашютистов севернее города Дакка в Восточном Пакистане (который по итогам войны стал независимым государством Бангладеш), отрезав пути отхода пакистанцам.

С декабря 1979 года Ан-12 снабжали советскую группировку в Афганистане.

Китай в 1960-х закупил лицензию на производство Ан-12, и выпускает модификации Shaanxi Y-8 и Shaanxi Y-9 даже в двадцать первом веке.

При назначенном сроке службы в сорок лет (или 16 000 полетов) исключительно надежные Ан-12 и их копии продолжают летать по всему миру. 

Все экспонаты парка патриот