380-мм штурмовая мортира «Sturmtiger» («Штурмтигр»)
Страна производитель | Германия |
Год производства | 1943г. |
Уникальность | Единичный |
Эпоха | Времён войны |
Тип | Самоходная артиллерийская установка |
Серийность | Серийный |
Подвижность | |
Двигатель | тип–V-образный, четырехтактный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения Maybach HL230 P45 |
Максимальная мощность | 478 (650) кВт (л.с.) |
Максимальная скорость | 40 км/ч |
Запас хода | 120 км |
Бронирование: | |
лоб рубки | 150 мм. |
лоб корпуса | 100 мм. |
борт рубки | 80 мм. |
борт корпуса | 60 мм. |
Вооружение: | |
орудие | 380мм мортира Stu MRW 61 L/5.4 / 14 снарядов |
пулемет | 7,92мм MG34 / 600 патронов |
Дальность стрельбы, км | 5,6 км. |
Дополнительно | |
Масса снаряда, кг | 345 кг. |
Средства связи: | радиостанция FuG 5, танковое переговорное устройство. |
Экипаж, человек | 5 |
Боевая масса,т | 65 |
Описание:
380мм штурмовая мортира “Штурмтигр” была создана после боев в Сталинграде для разрушения мощных фортификационных сооружений.
По предложению генерал-инспектора танковых войск Г. Гудериана фирмой Alkett была разработана самоходная реактивная установка крупного калибра. Для сборки «Штурмтигров» было решено использовать шасси Pz.Kpfw.VI.E «Тигр», поступавших на капитальный ремонт. Осенью 1943 года был собран первый прототип установки. 20 октября 1943 года образец продемонстрировали фюреру. 6 октября 1944 года установка под названием «38 cm RW61 auf Sturmmorser Tiger» была принята на вооружение Вермахта.
Основным вооружением «Штурмтигра» являлся корабельный реактивный бомбомет «Raketenwerfer 61», установленный в лобовом листе рубки в шаровой установке. Бомбомёт вёл огонь ракетами с твердотопливным двигателем. Боекомплект размещался в укладках по обеим сторонам рубки, одна ракета находилась на зарядном лотке, и ещё одна в стволе. Для загрузки боеприпасов на крыше рубки устанавливался съёмный кран. Дополнял основное оружие пулемёт в шаровой установке в лобовом листе рубки справа.
Планировалось выпускать по 10 установок в месяц. Производством рубок «Штурмтигра» занималась фирма «Brandenburger Eisenwerke». Ремонт «Тигров» и окончательную сборку осуществляла фирма Alkett. В итоге, было изготовлено 18 единиц, включая прототип.
Боевая карьера «Штурмтигров» началась в августе 1944 года в период подавления Варшавского восстания. 12 августа прототип был отправлен в Варшаву. 13 августа – сформирована рота «Stu.Mör.Kp.1000», в 1-й взвод которой вошли прототип и первый серийный «Штурмтигр». Обе установки применялись в Варшаве с 19 до 28 августа для разрушения зданий и укрепленных сооружений. По завершению операции прототип отправили на завод для модернизации до уровня серийных машин.
В 1945 году «Штурмтигры» использовались на Западном фронте. В марте для них начался «сезон потерь». Возможностей для эвакуации тяжелых машин не было. Большая часть установок была брошена или уничтожена собственными экипажами.
«Штурмтигр», захваченный советскими войсками, является первым прототипом, прошедшим модернизацию. В мае 1945 года он был обнаружен на территории завода «Brandenburg Eisenwerk» в Кирхмейзере, затем доставлен для изучения в НИБТ полигон в Кубинку.
В музеях мира сохранилось два «Штурмтигра».
В экспозиции «Освобождение» музейного комплекса «Парка «Патриот» представлен первый прототип “Штурмтигра”