Новая жизнь танка Т-64
Во второй половине 50-х годов в СССР развернули работы по созданию нового танка, который обеспечивал бы существенное преимущество над зарубежными образцами. Работы велись в нескольких танковых конструкторских бюро. Результатом разработок СКБ Харьковского завода им. Малышева стал принципиально новый танк Т-64, созданный под руководством конструктора Александра Александровича Морозова.
Танк Т-64 стал родоначальником нового поколения отечественных танков и первым основным танком, принятым на вооружение страны. Его называют «революционным» танком - так много нового появилось в нем и его последующих модернизациях.
Низкий силуэт, применение комбинированной многослойной брони с большими углами наклона лобовых листов корпуса повысили живучесть. Использование автоматизированного механизма заряжания позволило уменьшить экипаж до 3 человек. На модификации Т-64А установили 125-мм гладкоствольную пушку Д-81 с механизмом автоматизированного заряжания, оборудованную теплоизоляционным кожухом. Скорострельность пушки 10 выстрелов в минуту. На танке установлены система противоатомной защиты, противопожарное оборудование, оборудование подводного вождения, система пуска дымовых гранат «Туча», прорезиненные бортовые экраны.
3 сентября 1976 года на вооружение Советской армии был принят танк Т-64Б, оснащенный комплексом управляемого вооружения и новой системой управления огнем 1А33. Эффективность системы управления огнем 1А33 в 1,6 раза выше, чем системы управления огнем танкаТ-64А. В связи с проведенной модернизацией стоимость производства танка Т-64Б значительно возросла. Было принято решение оснащать комплексом управляемого ракетного вооружения не все машины. Параллельно с Т-64Б до 1985 года выпускался его упрощенный вариант - танк Т-64Б-1 без комплекса управляемого вооружения 9К112 «Кобра», но сохранивший систему управления огнем 1А33. Выпуск модификации Т-64Б-1 без комплекса управляемого вооружения «Кобра», по стоимости была на 18% ниже ракетного варианта Т-64Б.
В ходе серийного производства танки Т-64Б-1 постоянно совершенствовались. До 1985 года на заводе им. Малышева в Харькове изготовлено около 1200 машин танков модификации Т-64Б-1.
9 мая 1985 года на военном параде в Москве в первый и последний раз по Красной площади прошли танки Т-64.
В 1987 году серийный выпуск танков семейства Т-64 был прекращен, но с вооружения их снимать не спешили, 64-ка все еще использовалась. Когда из-за обновления танкового парка отпала нужда использовать эти танки по назначению, Т-64 стал учебной машиной. На нем стали готовить механиков-водителей для новых танков. Управление старыми и новыми машинами отличается мало, а лишний раз рисковать новыми никому не хотелось.
Сейчас на дворе 2018 год, и Т-64 уже снят с вооружения РФ. Но, несомненно, надо не забывать, что Т-64Б опередил свое время на десятилетия, а заложенный в машину потенциал позволил создать более поздние боевые машины советского танкостроения.
До момента, как танк Т-64Б-1 стал экспонатом Центрального музея бронетанкового вооружения и техники города Кубинка, он в разное время числился в войсковых частях. Затем танк был передан в 3-й Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации, откуда поступил в танковый музей, ныне филиал парка «Патриот».
В 2018 году было принято решение о реставрации танка Т-64Б-1, ведь машина стояла на открытом воздухе и на нее большое влияние оказали внешние факторы и суровые погодные условия.
Работа по восстановлению машины проделана большая. Этапы реставрации распределили на несколько месяцев. В первую очередь машина прошла внешний и внутренний осмотры, а далее – частичную реставрацию.
Специалисты реставрационной мастерской технического центра парка «Патриот» восстановили внешний вида танка, осуществили внутреннюю и внешнюю покраску, а также заменили фильтра и масла в двигателе. После всех работ машину отреставрировали до ходового состояния.
Танк Т-64Б-1 занял достойное место в экспозиции парка «Патриот и размещен в павильоне №3 музейной площадки №2.