Top.Mail.Ru
Подписывайтесь на наш Telegram! Это самый оперативный источник информации о Парке.

ЗРК С-25

Первый отечественный зенитно-ракетный комплекс

Описание:

25 мая 1953 года впервые был сбит самолёт-мишень (бомбардировщик Ту-4), летевший на высоте 7 км, отечественной зенитной управляемой ракетой В-300 зенитного ракетного комплекса С-25. Этот день считается днём создания в нашей стране нового вида оружия, зенитного ракетного, способного вести эффективную борьбу с самолётами и другими аэродинамическими средствами воздушного нападения в любых погодных условиях, днём и ночью. 

ЗРС С-25 стал первым отечественным зенитным ракетным комплексом, поступившим на вооружение войск ПВО страны — комплекс был принят на вооружение 7 мая 1955 года, став также первой оперативно-стратегической ЗРК в мире и первой многоканальной ЗРК с вертикально стартующими ракетами.

Впервые ЗУР ЗРК С-25 была открыто показана на военном параде в Москве 7 ноября 1960 года и два с половиной десятилетия открывала прохождения парадных расчетов зенитных управляемых ракет войск ПВО страны.

Во многом благодаря именно строительству капитальных бетонных сооружений комплексов С-25, появилась Московская кольцевая автодорога.

Ракета В-300, использовавшаяся в ЗРК С-25, одноступенчатая, с ЖРД, вертикального старта. Выполнена по схеме "утка", рули размещались в носовой части корпуса в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, впереди двух крыльев. 

Стартовая масса ракеты составила около 3500 кг, длина ракеты — 11,6 м. Тяга ЖРД – 9000кг. БЧ осколочно-фугасного типа, подрывалась автоматически по команде РВ и поражала самолет противника с расстояния до 75 м. Сопровождение ракеты осуществлялось по сигналу бортового радиоответчика. Использовался командный метод наведения ракеты на цель.

Ракета стартовала с пускового стола (старт вертикальный), что существенно упрощало стартовое оборудование. 

В качестве двигательной установки была использована связка из четырёх жидкостных ракетных двигателей конструкции А.М. Исаева. После отделения от стартового стола ракета по команде от системы управления склонялась в сторону воздушной цели с помощью газовых рулей и далее после их сброса управлялась аэродинамическими рулями по радиокомандам, получаемым от наземной станции наведения. 

На ракете использовалась осколочно-фугасная боевая часть (масса 320 кг) с готовыми осколками в виде стальных цилиндров, что обеспечивало поражение аэродинамических воздушных целей, находящихся на удалении до 50 м.

Следует отметить, что одновременно с разработкой этой ЗУР в ОКБ-301 под руководством С.А. Лавочкина в КБ-1 под руководством Д.Л. Томашевича велось проектирование своей зенитной ракеты с наклонным стартом (она получила индекс 32-Б). Было проведено несколько пусков этой ракеты, однако на вооружение был принят комплекс С-25 с ракетой, разработанной в ОКБ-301 (В-300). Научно-технический задел, полученный при разработке ЗУР 32-Б, был использован в дальнейших разработках КБ-1. 

В конце 1953 года на базе подразделения КБ-1, проектировавшего ЗУР (32-Б), было создано Особое конструкторское бюро - ОКБ- 2 (впоследствии машиностроительное конструкторское бюро "Факел"), основу которого составили специалисты КБ-1. Руководителем этой новой организации был назначен один из заместителей А.С. Лавочкина - П.Д. Грушин. Коллектив этого КБ впоследствии разработал зенитные управляемые ракеты для всех последующих зенитных ракетных комплексов, создаваемых КБ-1: С-75, С-125, С-200, семейство С-300П.

Увидеть экспонат ЗРС С-25 можно в открытой экспозиции техники ПВО на Музейной площадке №1 центрального парка «Патриот».

Фото:

Все экспонаты парка патриот