Top.Mail.Ru
Уважаемые гости! 24 апреля 2024 г. Партизанская деревня с 14:00 до 18:00 закрыта для посетителей  по техническим причинам, приносим извинения за доставленные неудобства.

ЗИС-151 БМ-13Н "Катюша"

Советская боевая машина реактивной артиллерии периода Великой Отечественной войны, наиболее массовая и знаменитая советская машина этого класса.
Страна производитель СССР
Год производства 1943 г. (1941 - для М-13)
Уникальность Распространённый
Эпоха Великая Отечественная война
Тип Реактивная установка залпового огня
Серийность Серийный - изготовлено более 6 000 (6844 с июля 1941 по декабрь 1944 -для всех установок М-13)
Интересные факты
1 БМ-13Н на шасси ЗиС-151 с защитой кабины и двумя задними винтовыми домкратами для разгрузки рессор, а также обеспечения устойчивости во время стрельбы. Пусковая установка устанавливалась на поворотной платформе и состояла из восьми пар направляющих.
2 Экспонат передан в парк "Патриот" одной из частей МО РФ.
3 БМ-13Н применялись в локальных конфликтах в послевоенный период.
4 БМ-13Н -универсальная установка, которую можно было поставить на любое шасси, меняя только один узел -подрамник
5 Самая удачная и массовая модификация "Катюши"
6 Принимала участие в войнах в Корее, Вьетнаме, Ливане и Афганистане
Подвижность
Двигатель Четырехтактный, карбюраторный, 6 цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения ЗИС-120 / в конце 50-х г. ЗИС121
Мощность 90 / 92-104 л.с.
Максимальная скорость 50 км/ч
Запас хода 700 км
Вооружение
Вооружение Пусковая установка БМ - 13Н (Индекс ГРАУ - 52-У - 941Б)/16 шт. 132-мм осколочно-фугасных реактивных снарядов М-13, М-13УК и М-13УК-1
Дальность стрельбы 7900 м для снарядов М-13УК, 8470 м для снарядов М-13
Время, необходимое для производства залпа, сек 7-10
Время, необходимое для заряжания боевой машины, мин 5-10
Время перевода из походного положения в боевое, мин 2-3
Дополнительно
Боевая масса 7,2 т
База Трехосный автомобиль ЗИС - 151 с колесной формулой 6х6
Экипаж (расчет) 6 человек
Общие характеристики
Высота в походном положении, м 2,9
Ширина в походном положении, м 2,3
Длина в походном положении, м 7,2
Вес боевой машины в боевом положении со снарядами, кг 7890
Вес боевой машины в походном положении (без людей), кг 7210
Вес артиллерийской части, кг 2350
Вес пакета направляющих, кг 815
Усилие на рукоятке поворотного механизма, кг до 8
Усилие на рукоятке подъемного механизма, кг до 12
Угол горизонтальной наводки, град ±10°
Наименьший угол возвышения, град 8±1°
Наибольший угол возвышения, град 45°
Длина направляющей, м 5
Число направляющих 16

Описание:

БМ-13Н — лучшая и наиболее массовая модификация легендарной "Катюши" БМ-13 времен Великой Отечественной войны. Принята на вооружение в 1943 году. БМ-13Н на базе грузовика ЗИС-151 можно увидеть на Музейной площадке №1 парка "Патриот" в павильоне с экспозицией "Огненная дуга"

Главная особенность — благодаря специальному подрамнику эту установку залпового огня можно было разместить на любом шасси — от грузовика до трактора. 

Придумали "Катюшу" в 30-е годы прошлого века. Тогда ракеты разных калибров ставили на всё — от танков и катеров до самолетов. 

Одной из идей Газодинамической Лаборатории, отвечавшей за разработку ракет, было перевозить пусковые установки на автомобилях. Грузовик приезжал в нужное место, выгружал на землю простые установки-штыри, на каждую из которых ставили по реактивному снаряду, а затем ракетчики давали залп. 

В октябре 1938 года предложили проект уже многозарядной пусковой, где 24 ракеты калибра 132 мм стартовали прямо с автомобиля. 

Первоначально направляющие для снарядов были расположены поперек машины, что сильно раскачивало установку при стрельбе. 

Поэтому в 1939 году направляющие разместили продольно — при пуске снаряды пролетали над кабиной. Количество направляющих сократили с 24 до 16, чтобы уложиться в ширину шасси. 

Так был сделаны первые шаги к легендарной “Катюше”.  Однако установку надо было еще долго дорабатывать. 

Наконец, 21 июня 1941 года, буквально за день до начала Великой Отечественной войны, после показа на Софринском полигоне высшему военному руководству двух опытных машин, решили начать выпуск пусковых установок и снарядов к ним. 

14 июля 1941 года в 15 часов 15 минут батарея капитана Флёрова из семи установок на шасси ЗИС-6 дала первый выстрел (пристрелки, первый залп из 96 ракет — в 15 часов 20 минут). 

Во время войны пусковые установки реактивных снарядов ставили на множество шасси, в том числе на мощные грузовики, которые поставляли по ленд-лизу из США.

Поэтому 21 апреля 1942 года приняли решение о разработке нормализованной (т. е. унифицированной) установки, которую можно было бы ставить на шасси любой машины. Для этого ввели специальный подрамник под нужное шасси, а остальная установка оставалась единой по конструкции. Теперь одну установку можно было использовать на любом шасси, не переделывая ее. Казалось бы, всего одно простое решение, но трудно измерить, насколько оно приблизило победу.

Собрав все улучшения конструкции, в 1943 году на вооружение приняли М-13Н, позднее названную БМ-13Н. 

Чем отличались нормализованные установки от предшественников? 

Конструкция стала проще, а вес установки меньше на 250 кг. Машина при движении стала устойчивее, а скорость вертикальной наводки выросла вдвое. Рукоятки подъёмного и поворотного механизмов стало легче передвигать в полтора-два раза. Сектор обстрела вырос на 20%.  У задней стенки кабины водителя усилили броню — на случай разрыва снаряда на направляющей. От газовой струи при пусках ракет защитили также бензобак и бензопровод. К тому же теперь метательную установку собирали отдельно и только затем ставили на шасси, что ускоряло и упрощало монтаж. 

М-13Н ставили практически на любые шасси: “Студебекер”, “Шевроле”, ЗИС-6, GMC, “Интернационал”, “Форд-Мармон” и СТЗ-5. 

Как устроена такая “Катюша” и чем стреляет? 

На  М-13Н — восемь балок с двумя направляющими желобами для снарядов на каждой — сверху и снизу. Итого: 16 осколочно-фугасных реактивных снарядов на машину.

Внутри снаряда “Катюши” — заряд из шашек пороха. В передней части ракетной камеры снаряда — две пиросвечи и воспламенитель. В пиросвечи вставлены пиропатроны — тонкая проволочка, окружённая дымным порохом. 

На направляющих “Катюши” — пружинные контакты, которые при заряжании машины прижимаются к контактам в заглушках пиросвечей. Через эти контакты ток от аккумулятора машины идет к пиропатронам снаряда. Проволочка пиропатрона раскаляется, поджигает порох в пиропатроне, от него загорается воспламенитель и воспламеняется основной пороховой заряд снаряда. Пороховые газы заряда вытекают наружу через крышку-сопло. Так как площадь дна головной части снаряда больше, чем площадь внутренней части сопла, то газы давят на переднее дно снаряда гораздо сильнее, чем на сопло — и снаряд летит вперед. 

А в кабине “Катюши” — специальный переключатель с маховичком. Один поворот маховичка — включение в электроцепь одной направляющей, то есть один выстрел. Вращая маховичок, можно выпустить все 16 ракет за 7-10 секунд. 

Дивизион “Катюш” из восьми машин мог дать залп в 128 снарядов. 

Внезапный залповый огонь и быстрый уход с позиции и стали "изюминкой" "Катюш". 

Сама метательная установка снарядов без автомашины весила чуть более двух тонн (точнее, около 2200 кг). То есть была гораздо легче, чем пушка того же калибра и скорострельности.  А чтобы сравниться с "Катюшей" по мощи залпа, по подсчетам осени 1941 года нужно было 16 152-мм гаубиц.

В наставлении по боевой машине М-13 специально указано, что стрельба ведется только по целям "значительных размеров", а по малым целям — неэффективна. 

Наводили "Катюшу" при помощи минометного прицела МП-41. 

После победы "Катюши" обрели новое шасси — ЗИС-151, первый советский массовый грузовик высокой проходимости. Именно эта версия стала основой для множества памятников. 

ЗИС-151 отличался от предшественника — легендарного ленд-лизовского грузовика "Студебекер" — кабиной и более мощной рамой. "Студебекер" также был короче и на тонну легче. 

В СССР "Катюши” многие годы служили учебными машинами или пускали мишени для ПВО. 

"Катюши" также поставляли во многие страны, от Афганистана и Ливана до Китая.

С лета 1951 года советские реактивные установки воевали на земле Кореи. По отзывам с фронта, шасси БМ-13 тогда уже устарело и нужны были новые машины, с большей проходимостью. 

БМ-13НММ, версию на новом шасси ЗиЛ-131, поставляли во Вьетнам, где они тоже активно воевали. Внешне эту версию отличали по откидной подножке слева, для наводчика машины. 

Практически все "Катюши", собранные на базе отечественных грузовиков ЗиС-6, уничтожила война. На сегодняшний день во всём СНГ их сохранилось только несколько экземпляров в качестве экспонатов и памятников. Что касается более современных компоновок, согласно справочникам The Military Balance за последние годы, на данный момент БМ-13 остаются на вооружении только в Камбодже. Ее армия также остается единственным эксплуатантом устаревших БМ-14. Количество такой техники, ее состояние и статус неизвестны. При этом камбоджийские "Катюши" служат вместе с "Градами" и старыми образцами производства третьих стран.


Все экспонаты парка патриот