Управляемый носитель заряда Schwere Ladungstrager (SdKfz 301)
Страна производитель | Германия |
Экипаж | 1 |
Боевая масса | 4,85 т |
Мощность двигателя | 78 л.с. |
Максимальная скорость | 40 км/ч |
Запас хода | 212 км |
Описание:
С 1939 года немецкие специалисты работали над дистанционно управляемой техникой для сухопутных войск. Первым образцом подобной системы, доведенным до серийного производства, стал минный тральщик Sd.Kfz.300, созданный фирмой Borgward. На базе общих идей и решений было разработано несколько машин, одна из которых была построена в количестве 50 единиц. Также в то время рассматривалась возможность создания дистанционно управляемой подрывной машины. В силу определенных причин работы по такому проекту начались только в 1941 году. Этот проект получил обозначение Sonderkraftfahrzeug 301.
Целью нового проекта было создание сравнительно крупной бронированной машины с дистанционным управлением, предназначенной для транспортировки подрывного заряда. Еще во время французской кампании немецкие войска применили машины подобного назначения типа Landusleger I, построенные на базе легкого танка Pz.Kpfw.I. Подобная техника могла доставлять к укреплениям противника относительно тяжелый заряд взрывчатого вещества, однако имела ряд серьезных недостатков. В новом проекте требовалось избавиться от всех негативных черт и обеспечить полноценное решение поставленных задач. Проект новой подрывной машины получил официальное обозначение Sd.Kfz.301. Кроме того, он известен под названиями Gerät 690, Schwere Ladungstrager и Sonderschlepper B IV.
Разработка подрывной машины началась в октябре 1941 года. К этому времени в серию был поставлен новый гусеничный транспортер боеприпасов Borgward B III. C целью экономии времени, сил и средств было решено строить дистанционно управляемую технику на базе существующего транспортера.
Корпус получил вертикальные борта и горизонтальную крышу. Корма состояла из нескольких листов, расположенных под углом друг к другу. В передней правой части крыши предусматривались четыре щитка, установленных на шарнирах. При необходимости механик-водитель мог поднять их, сделав небольшую рубку, и тем самым обеспечить защиту от некоторых угроз. В походном положении и при использовании дистанционного управления щитки рубки должны были укладываться на крышу корпуса и тем самым уменьшать общую высоту машины.
Управлять подрывной машиной нового типа предлагалось при помощи оборудования на рабочем месте водителя или с использованием дистанционной системы. В первом случае водитель, используя рычаги и педали, мог полностью контролировать работу систем и поведение машины. Для дистанционного управления использовалась система EP3, обеспечивавшая контроль с удаленного пульта. С помощью дистанционного управления можно было запускать и останавливать двигатель, управлять движением машины, а также вводить команды в подрывной заряд и сбрасывать его.
На разработку проекта Sd.Kfz.301 ушло несколько месяцев. Строительство первого прототипа такой техники стартовало в начале 1942 года. Далее на одном из полигонов были проведены испытания, в которых проверялись разные особенности работы нового образца. В частности, отрабатывалось управление штатными органами и с помощью радиосистемы. В целом, испытания прошли удачно, после чего новая подрывная машина была рекомендована к принятию на вооружение.