Top.Mail.Ru
Уважаемые гости! 24 апреля 2024 г. Партизанская деревня с 14:00 до 18:00 закрыта для посетителей  по техническим причинам, приносим извинения за доставленные неудобства.

Тяжелый танк Т-10

Последний тяжелый танк СССР
Страна производитель СССР
Год производства 1957
Уникальность серийный
Эпоха послевоенная
Тип тяжелый танк
Серийность изготовлено 1544 шт
Интересные факты
1 Проходил государственные испытания на полигоне в Кубинке
2 В процессе конструирования название ИС-5 было заменено на ИС-8, а затем на Т-10
3 На машинах семейства Т-10 испытаны приборы ночного видения, танковый стабилизатор в двух плоскостях, радиолокационный дальномер и установки управляемых ракет
4 Поступал в части постоянного боевого дежурства Западной Группы Войск СССР
5 По соображениям секретности не экспортировался за рубеж
6 Шасси Т-10 послужило основой для разнообразных самоходных пушек, минометов и пусковых установок ракет
Общие характеристики
Боевая масса 50 т
Ширина, м 3,510
Высота, м 2,585
Длина с пушкой вперед, м 10,560
База, мм 4550
Колея, мм 2660
Клиренс, мм 460
Броня — катаная гомогенная
Корпус лобовая броня 120 мм
Башня лобовая броня 275 мм
Подвижность
Скорость по шоссе 42 км/ч
Мощность двигателя 700 л. с.
Запас хода 200 км по шоссе и 150 км по проселочной дороге
Огневая мощь
Вооружение № 1 122-мм нарезная пушка Д-25ТА (Д-25ТС на Т-10А и Т-10Б, на модификации Т-10М - М62-Т2)
Боекомплект вооружения №1 30 снарядов
Вооружение №2 2 12,7-мм пулемета ДШК
Боекомплект вооружения №2 1000 патронов
Вооружение № 3 20 ручных гранат Ф-1
Вооружение № 4 2 автомата Калашникова
Боекомплект вооружения № 4 600 патронов
Дополнительно
Экипаж 4 человека
Средства связи радиостанция РТ-26Э (дальность — до 20 км), внутренняя связь — танковое переговорное устройство ТПУ-47-2

Описание:

Наиболее совершенный советский серийный тяжелый танк Т-10 (на стадии разработки и испытаний «Объект 730») первоначально назывался ИС-5, в 1052-1953 гг. обозначался как ИС-8, а 28 ноября 1953 г. был принят на вооружение с окончательным названием Т-10.

В Т-10 воплощены лучшие идеи, отработанные на более ранних тяжелых машинах — ИС-3, ИС-4 и ИС-7. На машинах семейства Т-10 испытаны приборы ночного видения, танковый стабилизатор в двух плоскостях, радиолокационный дальномер и установки управляемых ракет.

Эти машины поступали в части постоянного боевого дежурства Западной Группы Войск СССР. По соображениям секретности они не экспортировались за рубеж, зато стали одними из наиболее долгослужащих танков страны — с вооружения были сняты только 23 сентября 1997 г.

Шасси Т-10 послужило основой для разнообразных самоходных пушек, минометов и пусковых установок ракет.

На версии Т-10М, которую также можно увидеть в 1-ом павильоне Технического центра Центрального парка «Патриот», танк имеет электромеханический досылатель снаряда.

Зачем Советскому Союзу после победы были нужны новые танки, когда на 1945 год он уже имел, по оценке своих танкистов, лучшие танки в мире?

5 марта 1946 года после речи Черчилля в Фултоне фактически начинается Холодная война. Недавние союзники стали противниками. Советских танкистов теперь беспокоят новейшие тяжелые танки вероятного противника: британский “Черепаха” и немецкий “Мышонок” — так в документах называли известный нам сверхтяжелый танк “Маус”.

В следующей войне выпуск танков, по оценке маршала бронетанковых войск Павла Ротмистрова, достигнет не менее ста тысяч единиц в год при среднем весе машин 50 тонн. Поэтому СССР срочно нужны новые танки, и много.

Против немецких тяжелых танков середины войны уже разработан и 28 апреля 1946 года принят на вооружение тяжелый танк ИС-4, с более мощной броней, чем у ИС-3. ИС-4 весом 60 тонн немедленно запускают в серию. “Ветераны” ИС-2 и ИС-3 становятся ненужными.

А против “Мышонка” проектируют самый тяжелый и мощный советский танк ИС-7, который в 1949 году должен заменить на заводах ИС-4.

Но ИС-7 получается слишком тяжелым — весом в 68 тонн, больше, чем можно перевезти по железной дороге. И дорогим — около трех миллионов рублей против 680 000 рублей за ИС-4. К тому же ненадежным — агрегаты танка, особенно его ходовая часть и двигатель, не выдержали испытаний.

Поэтому 18 февраля 1949 года выходит постановление Совета министров СССР, по которому вес тяжелого танка не должен превышать 50 тонн. Вся работа по проектированию и выпуску ИС-7 немедленно прекращается. Производство ИС-4 также завершено — его вес тоже слишком велик.

Министерство транспортного машиностроения приступает к разработке нового тяжелого танка. Чтобы ускорить работу за основу для проектирования агрегатов, узлов, вооружения и габаритов новой машины взяли танк ИС-4 с уже отработанной конструкцией. При этом компоновка корпуса и система бронезащиты тяжелого танка предполагается как у ИС-3, наиболее близкого по весу — 49 тонн.

Разработка поручена директору Челябинского Кировского завода Исааку Моисеевичу Зальцману и главному конструктору Ленинградского Кировского завода Жозефу Яковлевичу Котину, создателю знаменитых тяжелых танков КВ и ИС-2.

Челябинский завод, куда во время войны эвакуировали Кировский завод из Ленинграда — лучший по производственным мощностям, а Ленинградский завод имеет лучшие кадры конструкторов. Поэтому в Челябинск командируют свыше сорока специалистов ВНИИ-100 — научно-исследовательского танкового и дизельного института, директором которого также назначен Котин.

Сроки разработки крайне сжаты. Уже в августе 1949 года Министерство вооруженных сил должно получить три опытных танка для государственных испытаний, а в сентябре 1949 — десять машин для войсковых испытаний.

Новый тяжелый танк должен весить 50 тонн и иметь экипаж в четыре человека. Пушка — 122-мм Д-25Т, на конец Великой Отечественной войны самая мощная в своем классе. Ее ставят на советские тяжелые танки, начиная с ИС-2 и ИС-3. Вооружение дополняют два крупнокалиберных 12,7-мм пулемета ДШК. Броня должна быть не слабее, чем у ИС-3. Двигатель — мощностью 650 лошадиных сил, больше, чем 520 “лошадей” ИС-3.

Уже 20 апреля 1949 года готов эскизно-технический проект. Обозначение нового танка — ИС-5, а заводской индекс — «Объект 730».

В новой машине собрано все лучшее от предыдущих тяжелых танков. Форма корпуса и башни внешне напоминают ИС-3 и доработаны с учетом испытаний ИС-3 и ИС-7. Ходовая часть с семью катками, как у ИС-4. С двух ИС-4 снимают башни, чтобы облегчить их до 50 тонн, и испытывают на них часть деталей для новой машины.

Танк получает новейшие элементы, отработанные на ИС-7: пучковые торсионы делают подвеску более компактной, система заряжания пушки ускоряет скорострельность, а эжекционная система улучшает охлаждения двигателя.

Характерные гнутые борта и форма носовой части — также наследие ИС-7.

Однако 130-мм пушка С-70 с ИС-7 не помещается в башню нового танка, поэтому его вооружение заметно слабее предшественника.

16 июля 1949 года инженер-полковник Ковалев пишет, что перспективная 100-мм пушка Д-46 превосходит пушку Д-25 нового тяжелого танка (так в документах часто называют ИС-5) по бронепробиваемости — скорость 100-мм снаряда выше более чем на 200 м/сек (1000 м/сек против 780). Однако снаряд пушки Д-25Т на 8 кг тяжелее, поэтому его фугасное действие выше.

Артиллерийский комитет Главного артиллерийского управления приступает к разработке новой 122-мм пушки М-62. М-62 близка по весу и габаритам пушке Д-25, однако снаряд нового орудия должен иметь начальную скорость около 950 м/сек. На дистанции в километр пробиваемость М-62 почти на 50% выше.

С другой стороны, специалистам уже было ясно, что установка пушки М-62 потребует изменений башни и увеличения веса танка. А на вес машины изначально наложено жесткое ограничение в 50 тонн. Вес можно сохранить, уменьшив толщину брони, что крайне нежелательно.

Поэтому новейший тяжелый танк СССР остается с пушкой, впервые примененной на бронетехнике в бою еще в 1944 году. При этом уже с 1949 года для него разрабатывают новейший радиолокационный дальномер под шифром “Тайга”. Однако танковый радар получился слишком громоздким.

В сентябре-начале октября 1949 года первые опытные танки проходят испытания. Тяжелые машины благодаря двигателю в 700 “лошадей” разгоняются на проселочной дороге до 27-29 км/ч. Но бортовые редукторы коробки передач выходят из строя.

Поскольку танки не готовы к требуемому правительством сроку, заместитель министра транспортного машиностроения Попов и директор завода № 200 Ниценко получают выговоры.

Главный конструктор Котин предлагает использовать новую восьмискоростную коробку передач по образцу ИС-7 вместо шестискоростной по типу ИС-4. Благодаря такой коробке передач танк становится быстрее и маневреннее.

Зимой 1950 года два новых ИС-5 испытывают на Кировском заводе в Челябинске по сухому проселку, мерзлому грунту, булыжному шоссе и снегу.

Весной 1950 года еще три ИС-5 на испытаниях под Ленинградом показывают себя достаточно надежными. Не дожидаясь конца этих испытаний, в июне завод в Челябинске начинает сборку партии из десяти машин уже для войсковых испытаний.

При обстреле ИС-5 в мае-июне 1950 года лобовая броня его корпуса и башни выдерживает попадания 122-мм снарядов Д-25 даже с расстояния в 100 м.

В июне 1950 года начинается война в Корее. Советский Союз и США резко наращивают выпуск военной техники.

По оценке советских специалистов на 1 июля 1950 года, в 1951 году три танковых завода СССР — № 183 в Нижнем Тагиле, завод № 75 имени Малышева в Харькове и № 174 в Омске — в состоянии вместе выпустить 2800 новейших средних танков Т-54. Челябинский и Кировский заводы могут изготовить 500 тяжелых танков «Объект 730».

Также по советским оценкам США за 1951 финансовый год (т.е. за второе полугодие 1951 и первое 1952 года) выпустят до 20 000 танков общей ценой в четыре миллиарда долларов. Поэтому ИС-5 («Объект 730») буквально жизненно необходимы стране.

В октябре-ноябре 1950 года шесть ИС-5 успешно проходят войсковые испытания в Белорусском военном округе, показав себя лучше ИС-2 и ИС-3. Параллельно еще две машины отправляют на контрольные государственные испытания на полигоне в Кубинке.

По итогам испытаний ИС-5 оказался быстрее ИС-3 и ИС-4, легче в управлении, а также надежнее, однако коробка передач пока еще оставалась ненадежна — здесь требовались доработки.

С 31 мая по 14 июня 1951 года на новых заводских испытаниях ходовая часть танка, несмотря на езду по танковой колее с грязью, проселочной дороге с ухабами и по заболоченному лугу, показывает себя отлично.

Однако испытаний в районе Самарканда, при жаре и большой запыленности, ИС-5 все еще не выдерживают. Поэтому совершенствования продолжаются.

К началу 1953 года танк настолько изменился по конструкции, что его индекс с ИС-5 заменяют на ИС-8.

В сентябре-декабре 1953 года на опытном танке монтируют инфракрасные смотровые приборы механика-водителя ТВН-1 "Месяц" и командира танка "Узор", а также прицел наводчика "Луна" — теперь машина могла перемещаться и вести бой ночью.

28 ноября 1953 года «Объект 730» принят на вооружение Советской армии под обозначением Т-10. После смерти Сталина использовать индекс ИС, то есть “Иосиф Сталин”, прекратили.

По плану Челябинский завод должен собирать по шесть Т-10 в день. Однако из-за сложной конструкции и загруженности завода другой продукцией до конца 1954 года смогли выпустить лишь 20 серийных Т-10. Всего с 1954 по 1956 год выпущено 190 тяжелых танков, не считая 15 опытных, изготовленных ранее.

Компоновка Т-10 — классическая для советских танков: отделение управления спереди, боевое отделение в середине и моторно-трансмиссионное сзади.

Передняя часть корпуса сварена из трех наклонных листов катаной брони толщиной 120 мм, установленных под углом 50-62 градуса от вертикали. Впервые за долгое время на тяжелом танке из-за необходимости уложиться в требуемый вес пришлось не увеличить, а уменьшить защиту по сравнению с предшественниками. Борта Т-10 - из двух листов, 120-мм верхнего прямого и 80-мм нижнего гнутого, что повысило общую прочность.

Башня — традиционно для советских танков сороковых годов литая, с переменными углами наклона и толщиной лба от 250 до 275 мм, бортов — от 102 до 157 мм, кормы — 90 мм.

Передняя часть крыши отливается заодно с бортами башни, а задняя, из катаного листа, вваривается отдельно.

Стык между башней и корпусом со стороны лба дополнительно защитили приваренным броневым бруском.

Т-10 вооружен 122-мм нарезной пушкой Д-25ТА раздельного заряжания — сначала идет снаряд, потом заряд пороха в гильзе. Унитарные, то есть единые боеприпасы сопоставимой мощности слишком длинны для башни танка.

Боекомплект пушки — 30 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов. Снаряды размещены в укладках на стенках башни, а также на полу и стенках боевого отделения.

Бронебойные снаряды на расстоянии двух километров пробивают установленную вертикально плиту брони толщиной 145 мм.

По опыту применения электропривода пушки ИС-7 в Т-10 устанавливают автоматический привод наведения ТАЭН-1. Благодаря ТАЭН-1 командир танка мог, обнаружив цель своим смотровым прибором ТПКУ, нажать кнопку и дать целеуказание наводчику, поворачивая башню с автоматической наводкой оружия в двух плоскостях.

С пушкой спарен крупнокалиберный 12,7-мм пулемет ДШК. Второй ДШК, зенитный, установлен на крыше башни, на основании люка заряжающего. Боекомплект пулеметов —1000 патронов.

Для стрельбы из пушки и спаренного пулемета используют телескопический шарнирный прицел ТШ2-27 с переменным увеличением в 3,5 и 7 раз. Дальность прямого выстрела пушки Д-25 — 1000 м, прицельная дальность — 5000 м. Боковой уровень и азимутальный указатель позволяют вести огонь с закрытых позиций. При этом максимальная дальность стрельбы из пушки — 15000 м.

Мощность дизельного двигателя В12-5 — 700 л. с.

В ходовой части Т-10 используется новейшая на то время торсионная подвеска. Пучковый торсион из семи отдельных торсионных валов (металлических стержней) обеспечивает большой ход опорного катка танка при малой длине торсионов благодаря увеличению их угла закрутки.

Впервые на советском танке применяют воздухоотделитель поплавкового типа. Он обеспечивает автоматическое удаление воздуха из топливной системы, а также сигнализирует водителю о неполадках или израсходовании топлива в баках.

При общей емкости баков Т-10 в 760 л топлива хватало на 200 км по шоссе и 150 км — по проселочной дороге.

Танк продолжают совершенствовать. 26 октября 1951 года Совет Министров СССР поручает разработать для пушки Т-10 стабилизатор в вертикальной плоскости.

На испытаниях летом и осенью 1955 года эффективность стрельбы с хода при скорости танка 18–25 км/ч с использованием стабилизатора вырастает от 3 до 8 раз.

17 мая 1956 года на вооружение Советской Армии принимается танк со 122-мм пушкой Д25-ТС и прибором управления огнем "Ураган". Машина получает обозначение Т-10А и заводской индекс “объект 731”. В 1956-57 году выпущено 70 модифицированных танков.

Благодаря стабилизатору “Ураган” — оптико-гироскопическому прицелу ТПС-1 и автоматизированному электроприводу наведения ТАЭН-2 эффективность стрельбы Т-10А примерно в 5-6 раз выше, чем у Т-10.

Для ускорения и облегчения заряжания на пушке Д-25ТС применяют электромеханический досылатель. Если при ручном заряжании максимальная скорострельность доходит до двух-трех выстрелов в минуту, то с использованием досылателя — до трех-четырех выстрелов.

Пороховые газы после выстрела удаляются из ствола пушки специальным устройством — эжектором.

Параллельно с “Ураганом” летом 1955 года конструкторы Ленинградского Кировского завода совместно с инженерами московского ЦНИИ 173 разрабатывают “Гром” — стабилизатор уже в двух плоскостях.

11 февраля 1957 года танк со стабилизатором “Гром” принят на вооружение Советской Армии под обозначением Т-10Б. До конца 1957 года выпускают 110 Т-10Б, однако в войсках жалуются на ненадежную работу стабилизаторов.

С 1954 года Кировский завод работает над созданием нового танка — с более мощной пушкой М62-Т2, пулеметами КПВ калибра 14,5 мм, системой стабилизации “Ливень” в двух плоскостях, дизелем В-12-6 мощностью 750 л.с. и приборами ночного видения для командира, наводчика и механика-водителя.

25 января 1956 года начинаются испытания новых тяжелых танков «Объект 272».

26 сентября 1957 года модифицированный танк принят на вооружение под обозначением Т-10М.

Освоение новой техники на Кировском заводе в Ленинграде идет медленно: первые 20 танков выпущены только в первом квартале 1958 года. Всего до конца года смогли произвести 78 танков Т-10М. Общий выпуск до 1963 года составил 304 машины.

Причем Челябинский Кировский завод с 1958 года выпускает под тем же именем Т-10М “гибрид” с индексом «Объект 734» — боевое отделение от машины «Объект 272» с новой пушкой на старом шасси Т-10А. И только в 1960 году завод в Челябинске переходит на выпуск танка «Объект 272».

В 1965 году с челябинского конвейера сошли последние шестьдесят экземпляров Т-10.

Всего в СССР выпущено более полутора тысяч танков семейства Т-10.

Тяжелые танки получают оборудование самого высокого приоритета.

С мая 1957 года в ЦНИИАГ (Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики) разрабатывают радиолокационный дальномер для танков.

Летом-осенью 1959 года танковый радар “Скала” установлен в тяжелый танк Т-10М и успешно проходит испытания. Радиолокационный дальномер при полигонной стрельбе на дальностях 2500-3000 м обеспечивает поражение цели уже первым или вторым выстрелом, что без радара было бы невозможно.

В 1962 году малогабаритный радиодальномер в Т-10 также показывает отличные результаты, отслеживая цель даже на фоне сигналов от местных предметов.

Испытанные на Т-10М радары решают установить на новый средний танк «Объект 430» и перспективные тяжелые танки. Однако вскоре разработку всех тяжелых машин прекращают.

С 1963 года на Т-10М устанавливают противоатомную защиту (герметизацию танка и систему подачи очищенного воздуха), термодымовую аппаратуру для маскировки и оборудование для подводного вождения, что позволяет танкам преодолевать водные преграды глубиной до 5 м.

С 1964 года Т-10М получают кумулятивные, а в 1967 году — бронебойно-подкалиберные снаряды. На дистанции 2 км кумулятивные снаряды пробивают вертикальную плиту из гомогенной брони толщиной 450 мм, а подкалиберные — 320 мм.

На базе Т-10 разработан целый ряд опытных образцов техники.

4 апреля 1957 года испытывают «Объект 756» — первый опытный Т-10 с противоатомной защитой. Часть отработанных решений позже используют для Т-10М.

В начале 1958 года на Черном море проходят испытания танка «Объект 755» — Т-10 с металлическими понтонами, заполненными пенопластом.

С 1953 по 1957 год испытывают «Объект 266» с гидротрансмиссией.

На базе Т-10 также разработали «Объект 268» — самоходную установку с пушкой калибра М-64 в неподвижной рубке вместо башни.

Появление во второй половине пятидесятых годов противотанковых ракет приводит к разработке танка «Объект 282». 170-мм управляемые ракеты “Саламандра” не удается довести, и танк получает установки неуправляемых ракет — шесть 152-мм турбореактивных снарядов для правой и восемь 132-мм для левой установки.

Более удачным стал «Объект 272м». В 1962 году он проектируется под новейшие ракеты “Малютка”, еще не принятые на вооружение. Управляемые по проводам противотанковые ракеты показывают хорошие результаты, но на испытаниях открытая установка ракет оказывается слишком уязвимой.

Шасси Т-10 используют для установки крупнейших орудий — 406-мм пушки 2АЗ “Конденсатор-2П” и 420-мм миномета 2Б1 “Ока”. А также для оперативно-тактических ракет РТ-15 и первой мобильной межконтинентальной ракеты РТ-20, не принятой на вооружение. Два шасси установки РТ-20 объединили и использовали для отработки мобильной пусковой установки межконтинентальной ракеты “Темп-2С” — первой серийной такого класса.

С июня 1961 года первые серийные Т-10 направляют в Группу Советских Войск в Германии, на самый важный рубеж Холодной войны. Танки настолько важны и секретны, что их не продают даже самым надежным союзникам.

Танкисты хвалят машины за отличный стабилизатор “Ливень” и мягкий ход.

На момент создания Т-10 превосходят тяжелые танки США М103 и британские “Конкерор” по скорости и запасу хода, не уступая по защите. При этом советские танки гораздо меньше и легче — 50 тонн против 62 тонны у М103 и 66 тонн у “Конкерора”.

В августе 1968 года части Т-10М вместе с другими советскими войсками входят в Чехословакию.

Однако противотанковые средства 60-х годов развиваются чрезвычайно быстро. И танки конструкции 40-х годов уже не отвечают возросшим требованиям.

Поэтому к концу 60-х годов Т-10 переводят в неофициальные “батальоны прикрытия государственной границы”, несущие постоянное боевое дежурство поблизости от границы ГДР и ФРГ.

В каждом батальоне — по шестнадцать Т-10М. Все экипажи — сокращенного состава, без заряжающего, его функции выполняет механик-водитель. По тревоге танки выходят на позиции к заранее подготовленным окопам у границы без дальнейшего маневрирования, поэтому механик-водитель нужен только для первого марша.

В парке боевых машин все Т-10М стоят с полностью загруженным боекомплектом (18 осколочно-фугасных, 8 подкалиберных и 4 кумулятивных выстрела) и полными баками топлива. Все технологические отверстия герметизированы техническим воском. Экипажи законсервированных машин учатся ездить и стрелять на специально учебно-боевых танках — по одному на каждую роту.

Также Т-10М занимаются и мирными делами, участвуя в съемках телефильма “Батальоны просят огня” 1985 года.

Т-10 не раз пытались заменить, но новые тяжелые танки так и не стали серийными. Затем пришла эра основных боевых танков, а Т-10 продолжали нести боевую службу десятки лет. Только 23 сентября 1997 года заслуженные машины были сняты с вооружения.

Фото:

Все экспонаты парка патриот