Сверхтяжелый танк "Маус"
Страна производитель | Германия |
Год производства | 1944 |
Уникальность | изготовлено 2 штуки |
Эпоха | Вторая мировая война |
Тип | Сверхтяжелый танк |
Серийность | опытный |
Общие характеристики | |
Боевая масса | 189 тонн |
Длина общая | 10 м |
Длина корпуса | 3,7 м |
Высота | 3,6 м |
Бронирование | |
Применяемая броня | Катаная гомогенная |
Корпус лобовая броня | 200 мм верхняя лобовая, 200 мм нижняя лобовая |
Корпус бортовая броня | 180 мм (низ -100 мм) |
Башня лобовая броня | 220 мм (маска -240 мм) |
Башня бортовая броня | 200 мм |
Подвижность | |
Скорость по шоссе | 20 км/ч максимальная |
Скорость по грунту | 10 км/ч |
Запас хода | 160 км по шоссе, 62 км по бездорожью |
Мощность двигателя | 1200 л. с. (бензиновый МВ.509 или дизельный МВ.517) |
Огневая мощь | |
Вооружение №1 | 128-мм пушка KwK 44 L/55 |
Боекомплект вооружения №1 | 68 снарядов |
Вооружение №2 | 75-мм пушка KwK 44 L/36 |
Боекомплект вооружения №2 | 100 снарядов |
Вооружение № 3 | 7,92-мм пулемет MG-34 |
Боекомплект вооружения №3 | 1000 патронов |
Дополнительно | |
Экипаж | 6 человек |
Средства связи | Радиостанция Fu.5 |
Интересные факты | |
1 | Самый тяжелый танк в мире |
2 | Построено всего два экземпляра, из них только один - с полноценной башней (на первой машине был установлен макет) |
3 | "Маус" так и не смогли применить в бою из-за поломки двигателя. Обе машины были подорваны самими немцами - один на полигоне в Куммерсдорфе, второй в городе Вютцен у ставки Генштаба. |
4 | Единственный уцелевший экземпляр собран в 1945 году — шасси от первого "Мауса", башня от второго |
5 | Отметины от снарядов на танке - настоящие, от испытаний сначала немецких, потом советских пушек |
6 | Перевернутые знаки серпа и молота на "Маусе" -немецкая маскировка под трофейную советскую технику, ради соблюдения секретности |
Описание:
“Маус” — уникальный сверхтяжелый танк Германии. Самый тяжелый танк в мире. Разрабатывался с ноября 1941 года, при этом не смог сделать ни одного выстрела в бою. Построено всего две машины, и обе захвачены Красной армией в 1945 году. “Маус” можно увидеть только в парке “Патриот” — в Техническом центре, павильон №6 «Монстры вермахта. Бронетанковая техника США».Немецкий сверхтяжелый танк “Маус” — один из самых знаменитых экспонатов парка “Патриот”. Это самый тяжелый танк всех времен и народов, весом 189 тонн (крупнейший по размерам — французский танк Char 2C, весом около 75 тонн) и лучшая иллюстрация, в какой тупик зашла военная мысль Третьего рейха.
По иронии судьбы, “Маус” немцы делали против несуществующей угрозы.
Когда Третий рейх напал на Советский Союз, немцы столкнулись с огромным количеством тяжелых танков КВ-1 и КВ-2. И нередко встречи с этими советскими машинами выходили неприятными.
После изучения трофеев и данных разведки германский Генштаб решил, что к весне 1943 года СССР будет иметь “тяжеловесы” нового поколения, еще более грозные.
Поэтому 29 ноября 1941 года Гитлер дал указание фирме Порше создать новый тяжелый танк. 5 марта 1942 года заказ на танк весом около ста тонн получила и фирма Круппа.
Летом 1942 года Гитлер согласился на увеличение веса до 120 тонн, лишь бы новый танк Порше имел броню как можно толще и пушку как можно длиннее (что и хотели конструкторы). Мощнейшая 128-мм пушка имела бы длину в 61 калибр, а то и в 70.
При этом максимальная скорость по проекту достигала бы всего 20 км/ч. По сути, медленно едущий сверхтяжелый танк был бы “мобильной крепостью”. Тем же летом в документах впервые появилось имя "Мышонок" (Mäuschen).
Позже Крупп предложил альтернативный вариант вооружения — 149-мм пушку длиной “всего” в 31 калибр. Но даже такой “обрез” на испытаниях пробивал 190-мм броню с километра, причем при угле наклона брони в 30 градусов. При этом снаряды были унитарными — представьте себе мучения заряжающего с полутораметровой “чушкой” весом 45, а то и 69 кило? А лобовая броня танка Круппа должна была быть из гнутого листа толщиной 250 мм, что гарантировало сложности в производстве.
Пока в проект вносили бесконечные изменения, танк становился все тяжелее и “дорос” до 180 тонн.
Но в планы конструкторов вмешалась английская авиация, которая с марта 1943 года регулярно бомбила важнейшие заводы в долине Рейна.
Поэтому 14 мая 1943 года Гитлеру и другим высшим чинам рейха смогли показать лишь полноразмерный (1:1) макет танка и макет поменьше, 1:5, зато ездящий.
Гитлер одобрил скорейший серийный выпуск новинки, но в ночь с 25 на 26 июля англичане в очередной раз буквально перепахали танковый завод в Эссене. Промышленника Густава Круппа хватил удар, а производство корпусов и башен “Мауса” замедлилось на 7-8 месяцев.
А в ноябре 1943 года серийный выпуск сверхтяжелого монстра решили прекратить вовсе. Доделать предстояло только два шасси и одну башню.
Однако 23 декабря 1943 года первый “Маус” с макетом башни все же отправился в первый испытательный пробег. Мощный мотор MB.509 в 1200 “лошадей” требовал бензина с октановым числом не менее 77, поэтому обычный бензин для танков приходилось смешивать с авиационным. С другой стороны, благодаря электрической трансмиссии (первичный мотор вращал электрогенератор, а тот — гусеницы) танк даже при весе почти 190 тонн легко управлялся.
Но 15 марта 1944 года “Маус” увяз на полигоне, уйдя в болотистую землю более чем на полтора метра.
Тем временем для второго “Мауса” доделали башню со спаркой 128-мм и 75-мм пушек. Слева от пушек поставили 7,92-мм пулемет MG-34 с электроспуском. В танк помещалось 68 128-мм выстрелов раздельного заряжания, 100 75-мм выстрелов и 1000 патронов.
Лобовая броня корпуса достигла толщины в 200 мм, башни — 220 мм (а маски орудия — 240 мм). Любопытно, что защита бортов почти не уступала лбу, достигая 180 мм брони у корпуса и 200 мм у башни.
В конце июня и второй “Маус” начал ездить по полигону. По бездорожью он тратил 350 литров горючего всего на 10 км пути. Позже бензиновый мотор заменили на дизельный двигатель МВ.517 той же мощности (изначально такие моторы делали для торпедных катеров).
При этом фирма “Крупп” упорно продолжала доделывать другие корпуса и башни уже ненужных танков — в разгар мировой войны.
Наконец, в марте 1945 года второй из построенных “Маус” выехал на фронт. Но попытка применить "чудо-оружие” обернулась полным провалом.
В ночь с 21 на 22 апреля 1945 года внезапной ночной атакой советские танкисты 53-ей гвардейской бригады захватили город Штамлагер, где была ставка германского Генштаба (немцы называли это место Вюнсдорф).
“Маус” должен был оборонять этот важнейший объект Третьего рейха, но у машины невовремя отказал мотор. Танк сломался на перекрёстке Цеппелинштрассе и Церенсдорферштрассе. Причем сломался настолько неудобно, что даже не мог толком стрелять вдоль улиц. Поэтому перед бегством из ставки немцы подорвали свой же “Маус”. Сверхтяжелый танк так и не смог сделать в бою ни одного выстрела и достался победителям.
По воспоминаниям Василия Архипова, командира 53-ей бригады, “Танки были так велики, что даже “Королевский Тигр” показался бы рядом с ним танкеткой”. Почему “танки”, а не “танк”? Именно танкисты Архипова захватили в августе 1944 года три первых “Королевских Тигра”. Спустя много лет одно событие могло наложиться на другое, особенно при литературной обработке, поэтому в мемуарах Архипова 1981 года упоминается о трех трофейных сверхтяжелых танках.
А первый “Маус” так и остался на полигоне. Летом 1945 года советские войска нашли танк в нерабочем состоянии и с отметинами от немецких снарядов.
Осенью 1945 года на шасси этого “Мауса” поставили башню от второго, погрузили на железнодорожную платформу, и в мае 1946 довезли до знаменитого полигона в Кубинке. Там по огромному трофею четырежды выстрелили из 122-мм пушки (в лоб корпуса, башни и в борта корпуса и башни), а затем отбуксировали в музей.
Советские специалисты отметили, что вертикальные борта корпуса “Мауса” можно пробить из уже существующей 100-мм пушки, чей снаряд имел большую бронепробиваемость, чем у 122-мм.
Почему же “Маус” — не шедевр танкостроения, а его величайший тупик?
Немцы создавали новый танк три года, и это во время мировой войны, когда каждый день — буквально на вес золота. Итог нескольких лет напряженной работы, огромных денег и постоянных улучшений — всего две машины. Причем первый “Маус” так и не выехал с полигона, а второй попросту не смог добраться до противника.
Перспективы серийного выпуска были подавлены английской авиацией “еще в зародыше”. И даже если бы “Маус” каким-то чудом удалось запустить в серию, агонию Третьего рейха это не остановило бы. Скорее наоборот.
Вместо практичной боевой машины конструкторы Третьего рейха создали монстра в разы тяжелее любого другого танка. При максимальной скорости всего в 20 км/ч и расходе топлива цистернами экипаж “Мауса” должен был надеяться, что противник сам подъедет именно в нужное место. А для перевозки по железной дороге танк требовал особой платформы.
При этом “Маус”, несмотря на толстую броню, был уязвим уже к снарядам существующих на момент его создания пушек. Его мотор и гусеницы отнюдь не отличались надежностью. А уж сколько стоила бы серийная машина, трудно даже представить.
Еще в 1943 году немцы сами отказались от проекта, но продолжали доделывать уже ненужные танки. Поэтому, несмотря на впечатляющий внешний вид, “Маус” — величайший тупик танковой мысли.
Сейчас гигантский трофей Красной армии можно увидеть в Техническом центре парка “Патриот”. Отметины на броне “Мауса” — подлинные, от немецких и советских снарядов на испытаниях. А перевернутые знаки серпа и молота на броне — изначальная немецкая маскировка новинки под трофейную советскую технику, чтобы никто из случайных зрителей не догадался раньше времени.