Средний полугусеничный тягач Sd.Kfz. 7
Описание:
Средний полугусеничный тягач 8t TypKMmll (Sd.Kfz7) был разработан фирмой Krauss-Maffei в 1933 году. Серийное производство осуществлялось на заводах фирм Krauss-Maffei, Daimler-Benz, Bussing NAG и Hansa - Lloyd c 1934 по 1945г. Изготовлено более 12000 единиц.
Тягач 8t TypKMmll предназначался для буксировки 88-мм зенитных пушек Flak 18, 105-мм полевых орудий sK 18, тяжелых 150-мм гаубиц sFH 18 и других тяжелых артиллерийских орудий. Стандартный тягач мог перевозить до 12 человек с полной выкладкой и боеприпасами. При массе 9,75 т машина развивала тяговое усилие на крюке до 8 т и была оборудована лебедкой с тяговым усилием до 3,45 т.
Sd.Kfz.7 был оборудован шестицилиндровым рядным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения «Майбах» HL 62 TUK мощностью 103 кВт (140 л. с.) при 2600 об/мин. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили: двухдисковое сцепление сухого трения , четырехскоростная коробка передач, двойной дифференциал, гидравлические и пневматические тормоза. Силовая установка позволяла тягачу двигаться в диапазоне скоростей от 3,5 км/ч до 50 км/ч. С полным баком, вмещавшим 215 литров бензина, тягач мог пройти по шоссе 250 км, при движении по пересеченной местности запас хода сокращался до 120 км. Расход бензина на 100 км пути составлял 80 л и 160 л соответственно.
В состав полугусеничной ходовой части тягача входили управляемый передний мост с поперечной полуэллиптической листовой рессорой, оборудованный колесами с пневматическими низкопрофильными шинами размером 975-20, и гусеничный движитель с балансирной подвеской на полуэллиптических листовых рессорах, который применительно к одному борту, состоял из ведущего колеса переднего расположения, направляющего колеса заднего расположения с винтовым натяжным механизмом, шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, размещенных в шахматном порядке, и мелкозвенчатых одногребневых гусениц шириной 360 мм с амортизирующими резиновыми вкладышами.
В период с 1941 по 1944 гг некоторое количество тягачей Sd.Kfz.7 (модели «Borgward» HL ml 1 и «Krauss-Maffei» КМ m11) было передано болгарской армии. Югославские партизаны также использовали несколько этих машин, захваченных в боях с немецкими частями. В 1939 году 32 полугусеничных тягача Sd.Kfz.7 были проданы бразильской армии, из которых только пять машин прибыли в Бразилию в конце 1941 года, где они эксплуатировались с 1942 по 1945 год, поскольку поражение Германии в мае 1945 года положило конец поставкам как самих тягачей, так и запасных частей к ним.
Итальянская фирма «Breda» производила по лицензии собственную модель Sd.Kfz.7 под обозначением «Semmcmgolato Breda Tipo 61». Всего было построено около 250 тягачей этого типа. Итальянские полугусеничники отличались от немецкого прототипа лишь правосторонним расположением органов управления и 95,6 киловаттным (130 л. с.) двигателем.
В послевоенный период тягачи Sd.Kfz.7 использовались чехословацкой армией до 1960-х годов.