Легкий носитель заряда Sd.Kfz.302 «Goliath»
Боевая масса | 370 кг |
Двигатель | электродвигатель «Bosch MM/RQL» |
Длина провода управления | 650 м |
Количество двигателей | 2 |
Максимальная мощность | 2,5 кВт |
Максимальная скорость | 10 км/ч |
Запас хода | 1,5 км |
Броня | 5 мм |
Масса взрывчатого вещества | 60 кг |
Описание:
Легкий носитель заряда «Голиаф» — это малогабаритная немецкая танкетка на гусеничном ходу. Взрывной заряд предназначался для дистанционного подрыва фортификационных сооружений, проделывании проходов в минных полях и для борьбы с танками. Управление танкеткой и подрывом заряда осуществлялось на расстоянии. Пионером в разработке легких носителей заряда стала Франция.
Немецкая фирма «Боргвард» на основе трофейного образца фирмы «Кегресс», полученного во время Французской кампании, создала сухопутную танкетку-торпеду. В 1942 году, пройдя испытания, машина получила индекс «Sonder Kraftfahrzeug 302 Leichter Ladungsträger» (Легкий носитель заряда) и неофициальное имя «Голиаф». Танкетка-торпеда выпускалась тремя фирмами: «Zundapp», «Borgward» и «Zachertz». Серийно изготавливалась в двух модификациях – Sd.Kfz.302 (E-Motor) – управляемая по проводам – и Sd.Kfz.303 (V-Motor) — управляемая по радиосвязи. Всего было изготовлено более 7500 легких носителей заряда «Goliath», из которых 2650 машин модификации Sd.Kfz.302 (E-Motor).
Корпус Sd.Kfz.302 (Е-Motor) делился на три отсека: в переднем размещалось взрывчатое вещество, в среднем — механизмы управления, в заднем — катушка с трёхжильным кабелем. Две аккумуляторные батареи обеспечивали «Голиафу» 40-50 минут работы.
Управление танкеткой осуществлялось по кабелю с помощью пульта. Направление движения оператор задавал, притормаживая ту или иную гусеницу левой или правой кнопками пульта; подрыв заряда — нажатием на центральную кнопку.
Впервые Вермахт применил легкие носители заряда в операции «Цитадель» в составе 654-го батальона, вооружённого САУ «Фердинанд». Из-за недостаточной емкости аккумуляторных батарей их эффективность в Курской битве оказалась ниже желаемой. Подрыв движущийся бронетехники противника, практически, был не возможен из-за малой скорости движения. Для уничтожения фортификационных сооружений и разминирования минных полей был мал подрывной заряд танкетки. Довольно успешно "Голиафы" использовались немцами при подавлении Варшавского восстания: эти «камикадзе» проделывали для штурмовых групп проломы в возведенных на улицах баррикадах.
Опыт применения «Голиафов» не был успешным. Машине недоставало скорости и маневренности, проходимости и защищенности. Необычное оружие было эффективным, когда достигало цели. Но было это не часто, а для модификации Sd.Kfz.302 было достаточно перебить провод управления, чтобы оператор потерял связь с машиной.
После окончания Второй мировой войны этот вид оружия был признан бесперспективным. Управляемые ракеты и установки залпового огня оказались намного более эффективными.