Противотанковая самоходная артиллерийская установка 40М «Нимрод»
Подвижность: | |
Двигатель | V-образный, четырехтактный, 8-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения Бюсинг-NAG8V/36TR |
Максимальная мощность | 155 л.с. |
Максимальная скорость | 45 км/ч |
Запас хода по шоссе | 200 км |
Вооружение | |
Вооружение: | 40-мм автоматическая пушка «Bofors», выпускавшаяся на заводе «MAVAG» по лицензии под маркой 36М / боекомплект 160 шт. |
Бронирование | |
лоб башни | 13 мм |
лоб корпуса | 13 мм |
борт корпуса | 10 мм |
Дополнительно: | |
Экипаж | 6 человек |
Боевая масса | 10 т |
Средства связи | радиостанция R/5a (только на машинах командиров батарей) |
Описание:
40М «Нимрод» - легкая венгерская зенитная самоходная установка, периода Второй мировой войны. В 1938 г. шведская фирма Landsverk по венгерскому заказу разработала на базе танка L60B легкую противотанковую САУ. Шасси самоходной установки было аналогичным шасси легкого танка. Вооружение – 40-мм автоматическая зенитная пушка Bofors с длиной ствола 60 калибров, которая устанавливалась в открытой башне большого размера, вращавшейся на 3600. Годом позже самоходка прибыла в Венгрию. 10 марта 1940 года Институт военной техники рекомендовал к серийному производству САУ, получившую обозначение 40М «Нимрод» - по имени легендарного прародителя мадьяр и гуннов - великого охотника. Самоходная установка выпускалась в Венгрии и базировалась на удлиненном на один опорный каток шасси легкого танка Toldi, на котором монтировалась открытая сверху, вращающаяся башня с вооружением. В башне размещались пять членов экипажа: командир, установщик прицела, два наводчика и заряжающий. 40мм автоматическая пушка Bofors, выпускавшаяся на заводе MAVAG по лицензии под маркой 36М, была смонтирована на тумбе в центральной части корпуса. В боекомплект, полностью размещенный в башне, входило 160 выстрелов с бронебойными, осколочно-фугасными и осветительными снарядами. В остальном, за исключением более длинного шасси, «Нимрод» не отличалась от танка «Толди».
В 1941 – 1944 годах фирмой MAVAG было изготовлено 135 единиц (46 машин первой серии и 89-второй). На машинах первой серии устанавливались немецкие двигатели Bussing-NAG, а на второй лицензионные Ganz VIII венгерского производства.
В войска «Нимрод» начали поступать в феврале 1942 года. Поскольку эти САУ считались противотанковыми, то они составляли основу 51-го батальона истребителей танков 1-й танковой дивизии. В качестве противотанкового средства «Нимрод» большого успеха не имел. Поэтому их использовали в качестве средств ПВО сухопутных войск. Самоходные установки участвовали в боях на Восточном фронте, в Галиции, на территории самой Венгрии. На 7 декабря 1944 года 2-я танковая дивизия имела в строю 26 ЗСУ. В немецком контрударе у озера Балатон 18-19марта 1945 года принимали участие уже всего 10 «Нимрод». Несколько самоходных установок сражались в окруженном Будапеште.
«Нимрод» оказались одной из самых удачных и эффективных ЗСУ второй мировой войны. Действуя вне дальности огня ПТ пушек противника, они обеспечивали ПВО танковых и моторизованных частей на марше и в бою.
В настоящее время сохранились два экземпляра этой ЗСУ. Один из САУ 40М «Нимрод» находится в экспозиции парка «Патриот».