Самоходная установка StuG 40 Ausf.G
Страна производитель | Германия |
Год производства | 1943 -1945гг. |
Уникальность | Распространённый |
Эпоха | Времён войны |
Тип | Самоходная артиллерийская установка |
Серийность | Серийный |
Интересные факты | |
Уникальность | StuG III Ausf.G выпущено 7824 единицы. Это последняя и самая массовая версия штурмового орудия StuG III. |
Особенность конструкции | В ноябре 1943 года в StuG III Ausf.G начали монтировать новую литую маску под названием Saukopfblende - «кабанье рыло». На поздних версиях САУ установлены 5-мм противокумулятивные экраны, поддерживающие катки стали необрезиненными, |
Происхождение экспоната | Экспонат обнаружен в апреле 1984 года при вспашке поля в районе поселка Чехово Калиниградской области. |
Боевое применение | САУ массово применялись на Восточном и Западном фронтах. После окончания Второй мировой войны они находились на вооружении армий стран Европы и Ближнего Востока. |
Вооружение | |
Орудие | 75-мм пушка StuK 40 L/48 / 54 выстрелов |
Пулемет | 7,92-мм MG34 / 600 патронов |
Подвижность | |
Двигатель | V-образный, четырехтактный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения Maybach HL 120 ТRМ |
Мощность двигателя | 300 л.с. |
Максимальная скорость | 40 км/ч |
Запас хода | 155 км |
Бронирование | |
Корпус | 80 мм |
Рубка | 80 мм |
Дополнительно | |
Средства связи | радиостанция FuG15 или FuG16, танковое переговорное устройство |
Экипаж | 4 человека |
Боевая масса | 23,9 тонн |
Описание:
StuG 40 Ausf. G - средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны. Создавалась на базе танка PzKpfw III.
С декабря 1942 года серию Ausf. G начало производить предприятие Alkett, а с февраля 1943 и фирма MIAG (Muchlenbau und Industrie AG) в г. Брауншвейг. До апреля 1945 года общее количество модели G составило 7824 единицы. Это последняя и самая массовая версия штурмового орудия StuG III.
StuG 40 Ausf.G выпускался с командирской башенкой, улучшавшей обзор для командира машины. С октября 1943 года её стали оборудовать обтекателем - литым щитком, отражавшим пули и осколки. Убрали амбразуру прицеливания в лобовом листе рубки, а окуляр прицела перенесли на крышу рубки. Антенну сделали складывающейся. Рубку расширили до середины надгусеничных полок за счет ликвидации ящиков для радиостанции. На первых машинах серии сохранялась 50-мм лобовая броня, усиленная накладными 30-мм броневыми листами, крепившимися к корпусу болтами или сваркой. На САУ поздних выпусков толщину лобовых бронелистов довели до 80 мм.
В ноябре 1943 года на часть самоходок начали монтировать новую литую маску 75-мм пушки StuK 40 L/48, которая называлась Saukopfblende - «кабанье рыло». Маска обеспечивала хорошую защищенность, но углы наведения стали меньше. С июня 1944 года в сварных масках начали монтировать спаренный пулемёт MG-34, а в октябре он появился и в литых масках. Обе маски устанавливались на машины до конца войны. САУ с дистанционно управляемым пулемётом перед люком заряжающего для борьбы с пехотой, фирма Alkett начала производить с декабре 1942 года.
Ходовая часть Ausf. G почти не претерпела изменений по сравнению с Ausf. F/8. Для истребителя танков выпускались гусеницы двух видов - шириной 400 мм (обычные) и 550-мм («восточные» для повышения проходимости на тяжёлых грунтах и в снегах Восточного фронта). На поздних версиях САУ поддерживающие катки были необрезиненные, что было связано с дефицитом каучука. На самоходки серии G установили 5-мм противокумулятивные экраны. Но при движении по пересечённой местности они цеплялись за грунт, поэтому нижние передние углы экранов стали срезать. С лета 1943 года на CАУ начали наносить специальное покрытие циммерит, предохраняющее от магнитных мин. В версии Ausf. G воплотился весь накопленный опыт предыдущих модификаций и самые последние конструкторские идеи. Достоинством штурмового орудия во всех модификациях являлся низкий силуэт, снижавший вероятность её поражения.
Помимо германских войск штурмовые орудия поступали и в армии стран-союзниц Третьего рейха. Крупнейшим получателем боевых машин этого типа стала Румыния. Они массово применялись на Восточном фронте - под Сталинградом, на Курской дуге. После окончания Второй мировой войны StuG III продолжали находиться на вооружении армий стран Европы и Ближнего Востока: Финляндии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Испании, Египта, Сирии и др. Последними боевыми действиями, в которых принимали участие эти машины, стала Шестидневная война 1967 года.
До наших дней сохранились StuG III во Франции, Финляндии, Швеции, Болгарии. В России модификация StuG 40 Ausf. G представлена в парке «Патриот» на музейной площадке № 1. История появления этого экспоната весьма необычная - при вспашке зяби колхозный трактор проломил бревенчатый накат подземного капонира. Обнаружена машина была в апреле 1984 года в районе поселка Чехово Калиниградской области