Самоходная артиллерийская установка СУ-100
Страна производитель | СССР |
Год производства | 1944 - 1956гг. |
Уникальность | Распространённый |
Эпоха | Времён войны |
Тип | Самоходная артиллерийская установка |
Серийность | Серийный (произведено 4976 единиц) |
Интересные показатели: | |
Уникальность | Уникальность и исключительные боевые возможности СУ-100 подтверждаются тем, что она находилась на вооружение Советской Армии еще на протяжении нескольких десятилетий после войны, периодически модернизируясь. САУ поставлялась союзникам Советского Союза. |
Боевое применение | САУ СУ-100 применялись в операциях заключительного этапа Великой Отечественной и советско-японской войн. Боевое крещение состоялось в январе 1945 года в ходе Будапештской операции. Звездный час самоходки наступил вовремя Балатонской операции в марте 1945г |
Подвижность | |
Двигатель | V-образный, четырехтактный, 12-цилиндровый жидкостного охлаждения дизель В-2-34М |
Максимальная мощность | 500 л.с. |
Максимальная скорость по шоссе | 50 км/ч |
Максимальная скорость по пересеченной местности | 20 км/ч |
Запас хода по шоссе | 310 км |
Запас хода по пересеченной местности | 140 км |
Вооружение | |
пушка | 100 мм пушка Д-10С / 33-34 выстрелов |
Бронирование | |
корпус (лоб) | 75 мм |
корпус (борт) | 45 мм |
Дополнительно | |
Экипаж | 4 человек |
Боевая масса | 31,6 тонн |
Средства связи | Радиостанция 9Р, танковое переговорное устройство ТПУ-3бисФ |
Описание:
САУ СУ-100 - советская самоходно-артиллерийская установка периода Второй мировой войны, класса истребителей танков, средняя по массе. Разработана в 1943 - 44 годах конструкторским бюро «Уралмашзавода» в Свердловске под руководством главного конструктора Льва Израилевича Горлицкого. При создании использовалась база танка Т-34-85 с учетом опыта разработки САУ СУ-85, ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжёлыми танками.
Выпускали СУ-100 на «Уралмашзаводе» и на Омском заводе № 174. Предназначалась для поддержки пехоты на поле боя, борьбы с танками противника. Всего в СССР и Чехословакии с 1944 по 1956 год было выпущено до 4976 САУ этого типа.
Самоходка имела классическую компоновку: впереди боевое отделение, совмещенное с отделением управления, далее - моторное и трансмиссионное отделения. По периметру башенки было пять смотровых щелей, обеспечивавших круговой обзор. Во вращающейся крыше башенки установлен перископический смотровой прибор.
САУ СУ-100 применялись в операциях заключительного этапа Великой Отечественной и советско-японской войн. Боевое крещение состоялось в январе 1945 года в ходе Будапештской операции. Звездный час самоходки наступил вовремя Балатонской операции в марте 1945г., где СУ-100 применили в массовых количествах при отражении последнего крупного немецкого контрнаступления на территории Венгрии. Они показали себя высокоэффективным средством в борьбе с германской тяжёлой бронетехникой и в Верхне-Силезской и Берлинской операциях.
В послевоенные годы СУ-100 по лицензии выпускались в Чехословакии. За создание боевой машины группа разработчиков во главе с Л.И. Горлицким получила Сталинскую премию. САУ состояли на вооружении СССР и стран - участниц Варшавского договора, стран Азии, Африки и Латинской Америки. Применялись в боевых действиях на Ближнем Востоке, в Анголе. К концу XX века САУ была снята с вооружения в большинстве использовавших её стран. Самоходки входили в Ограниченный контингент советских войск в Афганистане в 1979 - 1980-х годах.
Участвовали САУ СУ-100 и в съемках фильма «На войне как на войне», снятом по повести В. Курочкина. Легендарные самоходки участвовали в парадах Дня Победы 1985 и 1990 годов на Красной площади в Москве. Экспонат расположен на Музейной площадке №1 в парке «Патриот»