Top.Mail.Ru
Уважаемые гости! 24 апреля 2024 г. Партизанская деревня с 14:00 до 18:00 закрыта для посетителей  по техническим причинам, приносим извинения за доставленные неудобства.

Противоминный трал Alkett VsKfz 617

Cаперный тупик Третьего рейха
Страна производитель Германия
Год производства 1942
Уникальность опытный
Эпоха Вторая мировая война
Тип Самоходный противоминный трал
Серийность уникальный экспонат
Интересные факты
1 Единственный в мире экземпляр самоходного трала такой конструкции
2 Наиболее мощная броня — днище машины
3 Не принимал участие в боевых действиях
4 Захвачен Красной армией в 1945 году
5 Испытывался на полигоне в Кубинке
Общие характеристики
Боевая масса, т 38
Длина, м 6,5
Ширина, м 3,17
Высота, м 2,8
Клиренс, мм 800
Бронирование
Применяемая броня Катаная гомогенная
Корпус лобовая броня 35 мм (нижний лист - 40 мм)
Башня лобовая броня 15 мм
Днище броня 40 мм + 20 мм
Подвижность
Мощность двигателя 300 л. с. - бензиновый "Майбах" НL120
Скорость максимальная 15-20 км/ч
Огневая мощь
Вооружение 2 спаренных 7,92-мм пулемета МГ-34

Описание:

Единственный в мире экземпляр противоминного трала фирмы “Алкетт”. Изготовлен в Германии в 1942 году. Назначение — разминирование минных полей. Уникален по конструкции: трехколесное шасси и самая мощная броня снизу. Захвачен Красной армией в 1945 году. Не принимал участие в боевых действиях. Единственный построенный экземпляр находится в экспозиции Технического центра Центрального парка “Патриот” (павильон №6).

Это одна из самых экзотических машин в мире: бронированный корпус с двумя огромными колесами спереди и одним сзади. На ободах колес — тяжелые металлические “башмаки”. Немецкий противоминный трал — наглядный пример того тупика, в который зашла конструкторская мысль Третьего рейха.

Немцы широко применяли мины, включая противотанковые, еще в годы Первой мировой войны. Но бороться с минами противника, по мнению германских военных, должна была не техника, а люди — специально подготовленные саперы. И лишь в 1940 году, когда Вторая мировая война уже была в разгаре, в Германии начались работы над противоминными тралами. Для сравнения — первые образцы советских минных тралов появились еще в 1934 году.

Фирмы “Вегманн” и “Крупп”, знаменитые немецкие производители оружия, построили несколько опытных машин на базе легких и средних танков, но в серию не пошла ни одна из них.

В сентябре 1940 года немецкое Управление вооружений выдает фирмам “Крупп”, “Даймлер-Бенц” и “Алкетт” заказ на колесные самоходные тралы. Была идея создать машину на стальных колесах большого диаметра. Такой трал должен быть сравнительно подвижным и технически простым: просто наезжать на мины с нажимными взрывателями. Броне достаточно было защищать машину от бронебойных пуль обычного калибра.

Фирма “Крупп” по такому заказу разработала огромный “тральщик” весом свыше ста тонн, но полностью достроить до конца войны хотя бы одну машину так и не успела. В 1945 году единственный экземпляр трала “Круппа” был захвачен американскими войсками прямо на полигоне у городка Хиллерслебен.

Опытному тралу фирмы “Алкетт” повезло чуть больше.

Фирма “Алкетт” была основана в 1937 году как филиал компании “Рейнметалл-Борзиг” и разместилась в западном районе Берлина — Шпандау. Фирма быстро росла и стала одним из основных производителей танков для германской армии.

К августу 1942 года “Алкетт” построила трал под названием “Alkett- Raumgerat”.

Самоходный трал представлял собой машину на трех огромных колесах. Передние два колеса — ведущие, с приводом от бензинового двигателя фирмы “Майбах” в корме, мощностью 300 лошадиных сил. Двигатель размещен поперек корпуса.

Диаметр ведущих колес — 2,5 м. Заднее колесо диаметром 1,9 м, поворотное, позволяет машине маневрировать на поле боя.

Самое необычное в немецком трале — конструкция колес. На обод колеса надевается шарнирная цепь из роликов, внешне похожая на велосипедную. Звенья цепи входят в выемки обода. А к самой цепи крепятся массивные литые “башмаки”.

Такую ходовую часть предлагал для боевой машины еще знаменитый фантаст Герберт Уэллс в начале двадцатого века, на основе патента британского инженера Брамы Джозефа Диплока. Но воплотили идею немцы — другие страны предпочли более простые решения.

В любой момент времени несколько “башмаков” трала контактируют с грунтом, давят на землю с минами внутри и подрывают их. Башмак, принявший на себя взрыв мины, в теории можно было заменить прямо на поле боя.

Экипаж трала — всего два человека, сидящие в отделении управления спереди, между ведущих колес.

Вес тральщика — свыше 38 тонн, почти как у тяжелого танка КВ первых версий. При этом броня — не более 40 мм. Высота — 2,8 м, сопоставима с высотой среднего танка США “Шерман”, отличавшегося большими габаритами. Но немецкий трал еще и заметно шире — 3,17 м против 2,6-3 м у американского танка. 

Броня трала — сварная из катаных листов низкой твердости. Необычно то, что наибольшая защита машины — снизу, а не спереди, но это оправдано ее назначением. Днище трала — двойное. Внешняя броня днища толщиной 40 мм собрана из двух соединенных встык листов и изогнута в виде латинской буквы V, лучше защищая от ударной волны и осколков, как на современных машинах с противоминной защитой.

Над внешним листом брони размещен плоский внутренний, толщиной 20 мм. Внутренний лист — съемный и крепится на болтах. На внутреннем листе монтируются двигатель и агрегаты ходовой части. Пространство между листами заполнено ребрами жесткости.

На крыше отделения управления трала поставлена одноместная башня от легкого танка Pz.Kpfw. I с двумя спаренными пулеметами МГ-34 калибра 7,92 мм.

Хотя тральщик должен принимать корпусом частые удары мин, амортизации сидений у членов экипажа нет.

К началу лета 1943 года прошли первые испытания. Трал успешно передвигался по мягким песчаным грунтам. Максимальная скорость составила от 15 до 20 км/ч. В теории трал оставлял за собой три полосы, свободные от мин, общей шириной 1900 мм. Однако в ходе испытаний вышел из строя рулевой механизм, требовались доработки ходовой части. Поэтому “прогонять” машину по минам даже не начинали.

В 1945 году экзотическую машину захватили советские войска, прямо на территории Германии. Она так и не успела поучаствовать в боях.

Трофей привезли на полигон в подмосковную Кубинку и тщательно испытали. К 31 июля 1947 года советские специалисты сделали вывод, что конструкция трала не является современной и потому уже не представляет интереса. Критике подверглись также большая масса, низкая удельная мощность и скорость движения, недостаточная маневренность и слабое бронирование трала при его больших размерах. А также значительные пропуски между полосами траления — до 40 % от общей полосы. Все это стало иллюстрацией тупиковости конструкторской мысли Третьего рейха.

Немцы остро нуждались в средстве борьбы с минными полями еще в 1940 году. Но за несколько лет “Алкетт” создала всего одну опытную машину, которая так и не успела на фронт вплоть до 1945 года. И это в условиях войны, когда разработки обычно стремительно ускоряются.

Пока советские, британские и американские танки используют серийные навесные тралы разных конструкций — массовые, эффективные и дешевые — немецкие конструкторы создают уникальные проекты, внешне эффектные, но практически бесполезные на поле боя.

Высокая и широкая машина, медленно едущая впереди остальной техники, стала бы отличной мишенью на поле боя. При этом ее броня не выдержала бы обстрела даже легких противотанковых орудий, а экзотический внешний вид сразу бы выделял ее среди другой бронетехники.

Если в обычном трале подрыв происходит впереди машины, то в немецком варианте взрыв угрожает непосредственно ходовой части. Несмотря на двойное днище и колеса с “башмаками”, будет вполне достаточно увеличить заряд взрывчатки, что и делали в реальности.

Например, когда в 1943 году советские саперы столкнулись с тяжелыми немецкими танками, чьи гусеницы иногда выдерживали подрыв старых мин ТМД-40 и ТМД-42, на вооружение оперативно приняли мину ТМД-Б с усиленным зарядом взрывчатки — до 5-7 кг тротила или аммонита. А управляемые фугасы против танков наши саперы применяли еще с 1919 года — в гражданской войне на севере России.

При этом удельное давление на грунт у немецкого трала более чем вдвое выше, чем у советского тяжелого танка ИС-2 — до 1,9 кг на квадратный сантиметр против 0,8. Такое давление хорошо для надежного подрыва мин — трал уходил в землю на глубину до 10 см. В то же время это плохо для проходимости и маневренности.

Поэтому немецкие самоходные тралы остались техническим тупиком, а развитие техники борьбы с минами пошло другими путями.

Фото:

Все экспонаты парка патриот