Плавающий танк «Ка-Ми», тип 2
Страна производитель | Япония |
Год производства | 1941 |
Тип | Плавающий танк |
Серийность | с 1941 по 1945 г. было выпущено 180 экземпляров |
Двигатель | 6-цилиндровый; воздушного охлаждения, дизель «Мицубиси» NVD6120 |
Вооружение | |
пушка | «Тип 1» |
2 пулемета | «Тип 97» |
Боемкоплект | |
Выстрелов | 37 мм |
патронов | 7,7 мм |
средства связи | внешняя связь осуществлялась по радиостанции |
Экипаж | 5 |
Боевая масса | 12,5 т |
Мощность двигателя | 120 л.с. |
Максимальная скорость | |
на шоссе | 37 км/ч |
на плаву | 10 км/ч |
Запах хода | 170 км |
Бронирование | |
лоб корпуса | 16 мм |
башня | 14 мм |
борт | 14 мм |
Описание:
Тип 2, «Мидзу Сенся 2602», «Ка-Ми» — японский плавающий танк времён Второй мировой войны, созданный на базе лёгкого танка «Ха-Го». Выпущено около 180 экземпляров в 1941—1945 годах, единственный массово производившийся японский плавающий танк. Название танка образовано из «Ка» — «плавающий» и «Ми» — от названия фирмы «Мицубиси».
Японцы экспериментировали с плавающими танками ещё с конца двадцатых годов, но особого успеха не добились. В 1940 году инициатива разработки перешла к флоту, которому требовалась специальная десантная машина для поддержки обширных планов завоеваний на Тихом океане, и в 1941 году фирмой «Мицубиси» был представлен прототип танка «Ка-Ми», построенный с учётом опыта прошлых неудач. С 1943 года начался выпуск улучшенного варианта танка с разделяемым передним понтоном, радиостанцией, установленными позади винтов рулями и другими улучшениями, накопившимися в ходе практического применения «Ка-Ми».
«Ка-Ми» производились мелкими сериями с 1942 года и до конца войны, общий выпуск составил 184 машины. По некоторым данным, в это число не входят предсерийные машины. Столь небольшой объём во многом объясняется сложностью конструкции плавающего танка по сравнению с другими японскими танками, требовавшей большого количества ручного труда при сборке.
«Ка-Ми» был весьма своеобразной боевой машиной, сильно отличавшейся от того, что обычно понималось под «плавающим танком». В отличие от зарубежных образцов, плавучесть которых обеспечивалась внутренним объёмом водонепроницаемого корпуса, «Ка-Ми» держался на воде при помощи больших внешних стальных понтонов, крепившихся спереди и сзади танка. С установленными понтонами танк следовал с борта десантного корабля к месту назначения, после чего на берегу сбрасывал их и вступал в бой. Выбор инженерами «Мицубиси» такой конструкции был связан с требованием флота придать будущему танку хорошую мореходность вкупе со способностью к длительному плаванию в неспокойных водах и разрешением использовать любое подходящее конструкторское решение. В результате, «Ка-Ми» хоть и не мог самостоятельно держаться на воде без понтонов, с ними обладал превосходной для своего класса мореходностью и по своим возможностям значительно превосходил плавающие танки традиционной конструкции, способные действовать только в спокойных водах и часто тонувшие даже при небольшом волнении.
Все серийные «Ка-Ми» оборудовались радиостанцией, а также внутренним телефонным переговорным устройством, чья установка была вызвана крайне шумной работой двигателя.
Просторный корпус «Ка-Ми» позволил разместить в нём экипаж из пяти человек — водителя, стрелка, механика, командира и заряжающего. Отсутствие перегородки между двигательным отсеком и боевым отделением значительно облегчало механику доступ к двигателю, но сильно ухудшало условия работы экипажа из-за шума и просачивавшихся выхлопных газов. Двухместная же башня, несмотря на увеличение, оказалась всё равно тесна для двух человек, что затрудняло командиру наблюдение за полем боя и снижало боевую эффективность танка.
Выпущенные «Ка-Ми» поступали в распоряжение отрядов морской пехоты на смену малым танкам ТИп 94 и лёгким «Ха-Го». Их огромный запас хода на воде и мореходность, сравнимая с небольшой лодкой, позволяли высаживать их на значительном расстоянии от берега.
Бедой «Ка-Ми» стало то, что они появились слишком поздно — в сколько-нибудь значительных количествах танк стал доступен только к 1943 году, когда Япония была вынуждена перейти к стратегической обороне, и танк, созданный для наступательных десантных операций, имел не много возможностей проявить себя. Вдобавок, отсутствие артиллерийской поддержки вместе с утратой японцами превосходства в воздухе значительно ограничивали возможности десанта и не позволяли в полной мере использовать возможности «Ка-Ми».
Первым боевым применением «Ка-Ми» стала битва за Гуадалканал в конце 1942 года, в которой приняли участие несколько предсерийных «Ка-Ми». Позднее несколько «Ка-Ми» использовались на Маршалловых островах при обороне авиабазы на атолле Рой в начале 1944 года.
Первое массовое применение «Ка-Ми» состоялось в 1944 году на Марианских островах , в ночной десантной операции с 15 на 16 июня на острове Сайпан. Не имевший ни авиационной, ни артиллерийской поддержки десант был обречён на неудачу, высадившиеся на фланге противника «Ка-Ми» были быстро уничтожены противотанковой артиллерией, огнём РПГ «Базука» и «Шерманов».
В конце войны отдельные «Ка-Ми», как и другая японская бронетехника, использовались в роли стационарных окопанных огневых точек на Иводзиме и Окинаве.