Истребитель танков Panzer IV/70 (V)
Страна производитель | Германия |
Год производства | 1944-1945 |
Уникальность | выпущено 930 экземпляров |
Эпоха | ВОВ |
Тип | Самоходная установка |
Серийность | Серийная |
Боевая масса | 25,8 т |
Ширина, м | 3,170 |
Высота, м | 1,850 |
Длина, м | 8,500 (с орудием) 5,920 (без орудия) |
Клиренс, мм | 400 |
Применяемая броня | Катаная гомогенная |
Рубка лобовая броня | 80 мм под углом 50 градусов к вертикали |
Рубка бортовая броня | 40 мм под углом 30 градусов |
Рубка кормовая броня | 30 мм под углом 10 градусов |
Корпус лобовая броня | 80 мм под углом 45 градусов |
Корпус бортовая броня | 30 мм под углом 0 градусов |
Корпус кормовая броня | 20 мм под углом 10 градусов |
Подвижность | Максимальная 35 км/ч |
Запас хода | 210 км по шоссе и 130 км - по бездорожью |
Скорость по шоссе | 25 км/ч средняя (до 15-18 км/ч по бездорожью) |
Мощность двигателя | 265 л. с. (бензиновый Maybach HL 120 TRM, жидкостного охлаждения, объем - 12 л) |
Емкость баков, л | 470 |
Удельная мощность | 10 л. с/т |
Вооружение № 1 | 75-мм пушка 7,5 cm Pak 42 L/70 длиной 70 калибров |
Боекомплект вооружения №1 | 55-60 снарядов |
Вооружение №2 | 7,92-мм пулемет M.G.42 |
Боекомплект вооружения №2 | 1950 патронов |
Экипаж | 4 человека |
Средства связи | радиостанция Fu 5 |
Интересные факты 1 | Имеет одну из самых длинных пушек Второй мировой войны |
Интересные факты 2 | Из-за перегруженного шасси снижена подвижность и надежность |
Посмотреть в виртуальном туре:
Описание:
Истребитель танков конца Второй мировой войны. Создан на основе шасси противотанкового самоходного орудия Jagdpanzer IV с установкой новой 75-мм пушки Pak 42 L/70 длиной 70 калибров, как на танке "Пантера". Отличался большой дальностью стрельбы, низким силуэтом и хорошей броневой защитой, но малой подвижностью и надежностью из-за перегруженного шасси. Всего выпущено 930 машин.
Среди многих образов трофейной техники в Центральном парке “Патриот” есть немецкий истребитель танков - Panzer IV/70 (V). В глаза сразу бросается длинная пушка, низкий силуэт и мощная броня этого самоходного орудия. Сложное имя говорит о длинном пути, которым прошли германские самоходные пушки.
Первые охотники на танки появились в немецкой армии еще в конце Первой мировой войны. Это были самоходные орудия на базе грузовиков. Во второй половине двадцатых годов германские фирмы разрабатывают ряд специализированных истребителей танков на гусеничных шасси.
Однако наиболее знаменитыми в первые годы Второй мировой войны становятся не борцы с танками, а самоходные орудия поддержки пехоты - “штуг” (от StuG, Sturmgeschütz - "штурмовое орудие").
Штуг - это мощная пушка с коротким стволом в рубке (вместо башни, как у танков схожего назначения Pz.Kpfw.IV), толстая лобовая броня, гусеничное шасси и бронированная крыша.
Штуги относились к артиллерии, а не танковым войскам и объединялись в батареи, придаваясь наступающей пехоте. Их назначение - непосредственная поддержка пехотинцев на поле боя, взламывая оборону противника.
При сравнительно низком корпусе и хорошей защите лба штурмовые орудия представляли собой весьма сложную мишень для противотанковой артиллерии. При этом обзор экипажа из бронированной самоходки с мощной оптикой был лучше, чем у лежащей пехоты.
Бронетранспортеры в батареях самоходных орудий вели разведку, доставляли боеприпасы и запасные экипажи.
Таким образом, самоходные орудия были крайне опасным противником. Кроме того, они обходились дешевле танков - около 82,5 тысяч рейхсмарок за штуку против 103,5 тысяч у танка Pz.Kpfw.IV.
Со второй половины 1942 года штуги получают новую 75-мм пушку StuK 40 - с длиной ствола в 43 калибра, вместо прежних 24. Теперь самоходки могли эффективно поражать не только огневые точки, но и броню тяжелых танков.
Однако противники Германии наступали все активнее. Поэтому немецким войскам требовались все более мощные орудия.
Первая попытка установить на самоходку пушку длиной 70 калибров не удалась - орудие оказалось слишком длинным.
Поэтому новое самоходное орудие фирмы VOMAG в 1943 году на шасси танка Pz.Kpfw.IV версии F получает пушку длиной только 48 калибров. А также броню с большими углами наклона листов - что улучшило защиту. Такую самоходку назвали Jagdpanzer IV.
Однако вполне ожидаемо был появление у противников Германии новых тяжелых танков.
К весне 1944 года мощная пушка 7,5 cm Pak 42 L/70 со стволом в 70 калибров уже отработана на танке “Пантера”. Поэтому становится логичным все же попробовать и ее в варианте самоходного орудия - Германии все острее нужны истребители танков.
Самоходка Jagdpanzer IV с просторной рубкой хорошо подходила как база для более длинной и тяжелой пушки.
Установку для пушки усилили, добавили стопор. Поскольку новый снаряд с гильзой был длиннее старого, боекомплект пришлось уменьшить с 79 до 57 патронов. Лобовую броню корпуса и рубки увеличивают с 60 до 80 мм.
Летом 1944 года новую самоходку назвали Panzer IV lang (V). То есть "шасси танка IV, с длинным стволом" (lang), V - “фирмы VOMAG”. Но уже осенью она получает новое имя - Panzer IV/70 (V). Смена названий была обычной для немецкой бронетехники.
В августе начинается серийный выпуск.
Казалось, Третий рейх получил отличную самоходную установку, способную поражать даже самые тяжелые танки. При этом малозаметную на поле боя - с высотой линии огня всего 1,4 м при высоте машины 1,8 м.
Однако усиление брони и новая пушка обошлись почти в две тонны веса. И поскольку пушка отличалась очень длинным стволом - нагрузка на передние катки возросла. Это было “ахиллесовой пятой” еще у штугов, а у новой самоходки стало большой проблемой.
Предложение сдвинуть передние тележки подвески вперед отвергли - они оказались бы слишком близко к ведущему колесу.
Гитлер 11 августа 1944 года лично одобрил уменьшение толщины лобовой брони до 60 мм, чтобы облегчить машину, но завод продолжал делать прежнюю броню. И только с сентября самоходки получили цельнометаллические передние катки, которые выдерживали повышенную нагрузку.
Серийный выпуск новинки в первые месяцы тоже разочаровал, оказавшись меньше запланированного.
Поэтому ради срочного выпуска немцы решили поставить рубку от новой самоходки на место башни среднего танка Pz.Kpfw.IV. Просто добавить пушку в башню не получилось бы - машина стала бы слишком тяжелой. А первое решение, “гибрид” самоходки и танка, позволяло быстро нарастить производство с уже имеющимися шасси.
В ноябре 1944 года “гибрид” получил название Panzer IV/70 (A), от Alkett- фирмы-разработчика (из-за занятости Alkett выпуск самоходки организовали на заводе Nibelungenwerk, где уже освоили “четверки”).
Однако его минусом стала выросшая масса машины - до 27 тонн против 25,8 тонн у Panzer IV/70 (V). Кроме того, из-за танкового шасси "четверки" новая самоходка получилась более чем на 38 см выше, чем первый вариант.
Но из-за узкой специализации заводов и острой потребности в противотанковых машинах Германии пришлось параллельно выпускать несколько типов самоходок одинакового класса и назначения, отличаясь только шасси и длиной пушки.
После серии налетов 19, 20 и 23 марта 1945 года на завод VOMAG в городе Плауэн выпуск Panzer IV/70 (V) прекратился, составив 930 машин, не считая незавершенных.
В отличие от ранних самоходных орудий Германии, которые считались артиллерией, Panzer IV/70 (V) поступали на вооружение танковых и мотопехотных частей - как средство усиления.
Благодаря длинному стволу Panzer IV/70 (V) могли поразить средние советские и американские танки с полутора-двух километров. Экипажам нравилось, что толстая лобовая броня с наклоном под углом 50 градусов к вертикали защищала от большинства снарядов калибра 75, 76 и 85 мм.
Однако новые советские танки и самоходные орудия - ИС-2, ИСУ-122, ИСУ-152 и СУ-100 могли успешно бороться с немецкой техникой.
Не менее важно, что быстро парировать танковые прорывы у немцев получалось все хуже - из-за перегруженного шасси самоходки не отличались подвижностью и надежностью. Катки и бортовые передачи часто выходили из строя - после чего противотанковые самоходки обычно становились трофеями.
Ускоренная подготовка экипажей также добавляла проблемы.
Таким образом, даже самая длинная пушка и мощная броня не спасла Третий рейх от полного краха.
В 2019 году художники-реставраторы Центрального парка "Патриот" восстановили редкий образец техники. Машина имеет оригинальные люки доступа к тормозам - старой конструкции, с воздухозаборниками.
Сейчас трофей Красной армии, истребитель танков Panzer IV/70 (V) можно увидеть в Центральном парке “Патриот”, на Музейной площадке № 1 в павильоне № 10 "Огненная дуга".