Основной танк Т-80У (Объект 219АС)
Первый газотурбинный, скоростной и бесшумный основной танк
Страна производитель | СССР |
Год производства | 1976-1998 для всех модификаций |
Уникальность | Серийный |
Эпоха | Послевоенная |
Тип | Основной танк Т-80 |
Серийность | Около 7000 Т-80 всех модификаций |
Интересные факты | |
1 | Первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем |
2 | Первый в мире основной танк со встроенной динамической защитой (с модификации Т-80У) |
3 | Впервые получил систему комбинированного торможения - турбиной двигателя и механическими тормозами |
4 | Отличался быстрым запуском двигателя, скоростью и маневренностью, легкостью управления |
5 | Получил прозвище "летающий танк" |
6 | Двигатель Т-80 потреблял почти любое топливо - авиакеросин, дизельное, автомобильный бензин, но это снижало ресурс мотора |
Бронирование | |
Боевая масса | 42 т |
Применяемая броня | Комбинированная и гомогенная |
Запас хода | 500 км (по шоссе) |
Скорость по шоссе | 70 км/ч (максимальная) |
Удельный вес на грунт | 0,83 кг/см² |
Мощность двигателя | 1100 л.с. |
Огневая мощь | |
Вооружение №1 | 125-мм пушка 2А46-1 |
Боекомплект вооружения №1 | 40 снарядов |
Вооружение №2 | Спаренный 7,62 мм пулемёт ПКТ |
Боекомплект вооружения №2 | 2000 патронов |
Вооружение № 3 | зенитный 12,7-мм пулемёт «Утёс» танковый (НСВТ-12,7) |
Боекомплект вооружения №3 | 300 патронов |
Вооружение № 4 | Автомат АКМС |
Боекомплект вооружения №4 | Боекомплект — 300 патронов. |
Вооружение № 5 | 10 ручных оборонительных гранат Ф-1 |
Дополнительно | |
Экипаж | 3 человека |
Средства связи | Радиостанция Р-123М |
Описание:
Именно этот объект — Т-80У, который находится во втором павильоне Технического центра Парка — создан КБ-2 ленинградского Кировского завода в 1985 году. Главный конструктор Н.С. Попов. На танке установлены: комплекс управляемого вооружения "Рефлекс", система управления огнем 1А45, гидромеханический автомат заряжания. В соответствии с Решением МО и МОП от 27.03.1985 г. на машине вместо встроенной динамической защиты установлена навесная ДЗ.История танка Т-80 началась 12 апреля далекого 1968 года, когда конструкторам СКБ-2 при Кировском заводе в Ленинграде поручили разработать на базе новейшего тогда танка Т-64 машину с новым двигателем.
Дело в том, что мощный дизельный двигатель на первых версиях Т-64 долго отказывался работать как надо, как и ходовая часть — слишком мал был ресурс. А новые танки армии нужны были “еще вчера”. Шла холодная война, и противник (США), уже с 1967 года испытывал новейшие танки MBT-70 (никто не мог знать, что вскоре эту программу закроют).
Однако, создание нового танка и в СССР оказалось “крепким орешком”. Под новый двигатель пришлось переделать почти всю ходовую часть — от гусениц до трансмиссии. Так, гусеницы стали более широкими с резиновыми шинами опорных катков, обрезиненными дорожками и резинометаллическими шарнирами. По характерным каткам сейчас наиболее просто отличить Т-80 от Т-64 и Т-72.
Масса танка выросла. Изменили и форму башни. Так Т-80 стал новым танком, а не просто модификацией Т-64.
В итоге получился первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем, который отличался повышенной скоростью и маневренностью, малым шумом и легкостью управления.
Т-80 был принят на вооружение Советской армии 19 июля 1976 года. Первые машины выпускали на Кировском заводе в Ленинграде, а модификацию Т-80У — на заводе «Омсктрансмаш» в Омске.
Так что же такое газотурбинный двигатель (ГТД) и зачем он нужен?
В газотурбинном двигателе Т-80 ГТД-1000Т два компрессора — высокого и низкого давления, и три турбины. Первые две — для привода компрессоров, а третья — так называемая свободная. Атмосферный воздух сжимается компрессорами сначала низкого, потом высокого давления и поступает в камеру сгорания. Там топливо, благодаря сильно сжатому воздуху, сгорает с большей энергией, чем при других вариантах двигателя. Затем горячие газы попадают на лопатки газовой турбины и вращают ее, что приводит в движение компрессор высокого давления.
Пройдя первую турбину, газы попадают на турбину компрессора низкого давления. А затем вращают свободную турбину. Через редуктор двигателя и трансмиссию идет отбор мощности со свободной турбины на ведущие колеса машины, что и приводит танк в движение. Свободная турбина может вращаться со скоростью до 26650 оборотов в минуту.
Турбокомпрессоры и свободная турбина размещены на своих независимых валах и механически между собой никак не связаны, только через газовый тракт — не нужны сложные передаточные механизмы. Конструкция получилась весьма простой внешне, но дорогой в реализации: нужны были сложные отливки из жаропрочной стали. Поэтому танковый газотурбинный двигатель Т-80 был гораздо меньше и примерно в полтора раза легче дизеля такой же мощности.
Т-80 не нужна ни громоздкая система жидкостного охлаждения, ни система обогрева двигателя. Танки Т-80 быстрее заводились, особенно зимой, без предварительного разогрева. Также Т-80 быстрее разгонялись и на 10-20 % быстрее шли маршем. Их манёвренность и проходимость тоже были выше.
На Т-80 впервые применили систему комбинированного торможения — турбиной двигателя и механическими тормозами. Регулируемый сопловой аппарат турбины позволял менять направление потока газов, заставляя лопатки турбины вращаться в противоположном направлении.
Т-80 благодаря новейшему двигателю и ходовой части отличались плавностью хода и куда меньше шумели. Механики-водители легко ими управляли и меньше уставали на марше. Также моторы у Т-80 почти не давали дыма и не имели больших нагретых радиаторов системы охлаждения, что в теории отлично способствовало тепломаскировке.
Двигатель Т-80 может работать на самом разном топливе — авиационном керосине для реактивных самолетов, дизельном топливе (в просторечии “солярке”) и автомобильных низкооктановых бензинах. Однако использование дизельного топлива или его смеси с керосином резко сокращало ресурс двигателя. А в Средней Азии в местах с обилием лёссовой пыли такое топливо для двигателей первых лет выпуска прямо запрещали использовать. Поскольку газовая турбина очень чувствительна к пыли, Т-80 оборудовали системами воздушного сдува пыли и вибрационной очистки лопаток турбин.
Еще одним преимуществом Т-80 считали то, что его двигатель и обслуживающие системы (бак с маслом, воздухоочиститель, радиаторы и т. д.) сделали в виде моноблока, то есть его можно сравнительно легко и быстро вынуть из танка, а потом поставить на место.
С другой стороны, ГТД гораздо дороже дизеля и почти вдвое “прожорливее” — в 1,7-1,8 раза по результатам советских танковых испытаний 70-х годов. И при внешней простоте конструкции обслуживать новый двигатель механикам из солдат срочной службы было весьма трудно.
125-мм пушка Т-80 2А46-1 унифицирована с пушками на танках Т-64 и Т-72. Но при этом Т-80 отличается от Т-72 механизмом заряжания с электрогидравлическим приводом (на Т-72 — автомат заряжания с электродвигателем). Заряды пороха для снарядов у Т-80 стоят в машине вертикально, как у Т-64. Система управления огнем тоже была взята у Т-64. Но на Т-64 у водителя один смотровой прибор, на Т-80 — три.
Модификация Т-80У впервые в мире получила встроенную противоснарядную динамическую защиту. Контейнеры со специальной взрывчаткой при попадании кумулятивного снаряда или ракеты взрываются и выбрасывают бронепластину навстречу кумулятивной струе, что резко снижает пробиваемость.
Разработка динамической защиты началась еще в годы Великой отечественной войны. Но на стадии завершающих испытаний система оказалась в начале 80-х гг. В 1985 году динамическую защиту, получившую название «Контакт-1», стали серийно устанавливать на различные виды боевой техники, в том числе и на танк Т-80 (модификация Т-80Б). Вероятность поражения танка, оснащенного новой защитой, уменьшилась почти в 2 раза. Но только от кумулятивного снаряда.
Появление в 1986 г. второго поколения динамической защиты «Контакт-5» обеспечило частичную защиту (в 1,2 раза) танка от бронебойных подкалиберных снарядов. Элементы динамической защиты первого и второго поколения взаимозаменяемые.
К концу 1980-х годов Т-80 стал основой танковых войск СССР на “направлении главного удара” — в Западной группе войск на территории ГДР (сейчас это восточная часть ФРГ). То есть именно Т-80 должны были первыми идти в “горнило” Третьей мировой войны, если бы она началась.
Но холодная война так и не переросла в горячую. И Т-80 пришлось воевать только в ряде локальных конфликтов.
После конца холодной войны Т-80 впечатлял зарубежных зрителей на самых разных военных шоу. Благодаря высокой скорости и маневренности Т-80 получил прозвище “летающий танк”. Он стал символом последних достижений отечественной танковой промышленности.
Т-80 экспортировали в Республику Корея, на Кипр, Анголу и в Египет. Это помогло накопить ресурсы и опыт для перехода к новому поколению отечественных танков.