Top.Mail.Ru
С 15 октября Центральный парк «Патриот» переходит на зимний режим работы: вт-пт с 10.00-17.00 и сб-вс с 10.00-18.00.

Основной танк Т-64А (Объект 434)

Первый в мире основной боевой танк
Страна производитель СССР
Год производства 1968
Уникальность Серийный
Эпоха Послевоенная
Тип Основной боевой танк
Серийность Изготовлено (в штуках) 1192 - для версии Т-64
Интересные факты
1 Первый в мире основной боевой танк
2 Объединяет броню и вооружение тяжелого танка при массе среднего
3 Первый в мире серийный танк с автоматом заряжания пушки
4 Первый в мире серийный танк с комбинированной броней
5 Определил внеший вид и характерные черты советских основных боевых танков
Основные характеристики
Боевая масса 36 т
Применяемая броня Комбинированная и гомогенная
Корпус - лобовая броня 80 мм стали+ 105 мм стеклопластик + 20 мм стали
Башня - лобовая броня 90 мм стали + 150 мм алюминия + 90 мм стали
Подвижность
Скорость по шоссе До 60 км/ч максимальная
Запас хода на одном баке 550-650 км
Объем двигателя 5ТДФ - 13,6 л
Мощность двигателя 700 л. с.
Огневая мощь
Вооружение №1 115-мм пушка Д-68 (2А21)
Боекомплект вооружения №1 40 снарядов
Вооружение №2 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ
Боекомплект вооружения №2 2000 патронов
Дополнительно
Экипаж 3 человека
Средства связи Радиостанция Р-123

Описание:

Т-64 определил облик советских танков на десятки лет вперед. Эта машина открыла так называемое второе поколение послевоенных танков. Он объединяет броню и вооружение тяжелого танка при массе среднего. Это не только первый в мире основной боевой танк, но и первый в мире серийный танк с автоматом заряжания пушки, а также первый в мире серийный танк с комбинированной броней.

В парке «Патриот» можно увидеть целое семейство танков Т-64: Т-64А, Т-64АК, Т-64Б, Т-64Б1, Т-64БВ. Что это за танки и как они появились?

Т-64 — детище Александра Александровича Морозова, главы Харьковского конструкторского бюро машиностроения. Морозов принимал участие в создании или возглавлял проектирование целой череды легендарных танков — тридцатьчетверки, Т-44 и самого массового послевоенного танка в мире — Т-54. Поэтому к середине 50-х годов авторитет Морозова в танках практически неоспорим. В 1952 году Морозов задумывает Т-64, позже названный «Объект 430» — новый средний танк на замену устаревающему Т-54.

Моторное отделение нового танка — чрезвычайно плотное, вдвое меньшего объема, чем на Т-54. Двигатель — новый многотопливный двухтактный дизель 5ТД разработки известного конструктора Алексея Дмитриевича Чаромского. Этот двигатель — компактный и при этом мощный, 580 лошадиных сил, экономичный, с меньшим объемом системы охлаждения. Дизель 5ТД поставили поперек танка. В сочетании с горизонтальным положением цилиндров мотора это помогло уменьшить высоту корпуса танка. Любопытно, что прототипом этого мотора послужил трофейный немецкий авиадизель Jumo 205-C, документы по которому захватили в поверженной Германии.

Опорные катки гусениц уменьшили и дали им внутреннюю амортизацию. Поэтому при сохранении прежнего веса броню танка смогли усилить до 260 мм у лба башни и 120 мм у лба корпуса — против 200 и 100 мм у Т-54.

Впервые средний танк получил оптический прицел-дальномер ТПД-МС.

Однако по итогам испытаний «Объект 430» оказался не настолько лучше Т-54 и Т-55, чтобы заменить их. Например, 100-мм пушка У-8ТС, она же 2А24, на расстоянии два километра пробивала всего на 26 мм больше брони, чем пушка Т-55. К тому же разведка внезапно доложила, что в Англии для танков разработали новую 105-мм пушку L7.

Поэтому 17 февраля 1961 года выходит Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР - переконструировать танк «Объект 430» в новый — «Объект 432».

 

Танку нужно усилить защиту от атомного оружия и кумулятивных снарядов. При этом его масса не должна превышать 34 тонны. Оружие — 115-мм гладкоствольная пушка с механизмом заряжания.

Первый опытный танк «Объект 432» сделали уже в сентябре 1962 года. А серийные танки пошли в части для войсковых испытаний с октября 1963 года. 30 декабря 1966 года «Объект 430» принят на вооружение как танк Т-64.

Впервые в мире на серийном танке применили комбинированную броню, что произвело революцию в защите. Такая броня представляет собой «бутерброд» из разных слоев. Например, лобовая броня Т-64 — это лист стальной брони в 80 мм толщиной, затем два листа стеклопластика АГ-4С и наконец снова 20-мм лист стали. А башня — из литой брони с наполнителем из алюминия.

Почему в башне не пластик? Стеклопластик не выдержал бы соприкосновения с расплавленным металлом после отливки башни. При попадании в слои с разной плотностью кумулятивная струя или сердечник подкалиберного снаряда резко теряют пробивную мощь. Поэтому такая сложная броня позволяет заметно усилить защиту танка. В теории Т-64 не пробивают 105-мм подкалиберные снаряды даже с расстояния в полкилометра. К тому же выигрывается до четверти, а то и до трети веса по сравнению со сплошной стальной броней. В итоге только одна башня получается более чем на тонну легче.

Среди других материалов для комбинированной брони пробовали высокопрочный бетон, диабаз и даже стекло. Наполнителем хотели сделать и титан, но тогда защита получалась уж слишком дорогой.

Главное оружие Т-64 — 115-мм гладкоствольная пушка Д-68, она же 2А21, с механизмом заряжания. Гидроэлектромеханический механизм заряжания повышает скорострельность впятеро — до 10 выстрелов в минуту против 2 при обычном ручном заряжании. 30 снарядов лежат на конвейере механизма заряжания, ещё 10 — в баке-стеллаже и укладке. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ знаменитого конструктора Калашникова.

Дизельный двигатель 5ТДФ для Т-64 форсируют до мощности в 700 «лошадей».

Катки ходовой части — из алюминиевого сплава, с внутренней амортизацией. Такая амортизация лучше защищает от напалма и воздействия атомного взрыва.

Благодаря оборудованию для подводного вождения Т-64 мог преодолевать водные преграды глубиной до 5 метров, причем любой ширины.

Первоначально по проекту в башню Т-64 хотели поставить наполнитель из керамики, а не алюминия. И в конце 60-х годов на модификации Т-64А все же перешли от алюминия в башне сначала к вставкам стали высокой твердости. Но такая сталь вышла слишком хрупкой. Поэтому решили применить ультрафарфор — специальную керамику из корунда и глины. Такая керамика очень прочна при малой плотности. Поэтому внутрь башни добавили сначала стержни, а потом и шары из ультрафарфора. Шары закрепляли внутри башни специальными стальными рамками, а затем сверху приваривали крышу башни. Такая башня получилась меньше, чем при использовании алюминия. Т-64А приняли на вооружение 20 мая 1968 года.

Другое важное отличие Т-64А — новая мощная 125-мм пушка Д-81 или 2А46, самая крупнокалиберная из танковых орудий в мире. Ее подкалиберный снаряд пробивает 150-мм броню при угле встречи в 60 градусов даже на расстоянии в два километра. Но запас снарядов уменьшился до 37.

С 1972 года Т-64А получили зенитный 12,7-мм пулемет, причем с дистанционным управлением, то есть стрелок пулемета находится внутри танка. А Т-64Б получил систему управления огнем с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем, датчиками скорости и крена танка, скорости ветра, износа и температурного изгиба ствола. А главное — комплекс управляемых танковых ракет 9М112 «Кобра» с наведением по узконаправленному радиолучу. Эти ракеты, чтобы уместиться в укладке автомата заряжания, состоят из двух частей — головной, с боеголовкой и двигателем, и аппаратурной, со всеми элементами управления и вышибным зарядом. При досылании ракеты в казенник пушки обе части стыкуются автоматически.

Теперь Т-64Б мог прицельно стрелять с хода, на скорости до 30 км/ч, даже по вертолетам — на дальности до четырех километров.

В версии Т-64Б1 танки не оснащают управляемыми ракетами.

На командирском танке Т-64АК, который внешне отличается только отсутствием зенитного пулемета, добавили радиостанцию Р-130М с дальностью связи до 350 км и 11-метровую телескопическую штыревую антенну, а также танковое навигационное оборудование ТНА-3 и артиллерийскую перископическую буссоль ПАБ-2А. Бензоэлектрическое зарядное устройство снабжало электричеством все приборы танка, когда двигатель не работал, что экономило ресурс мотора.

В США доклады разведки о новом советском танке произвели сенсацию. В качестве ответа на Т-64 разработали ракетный танк МВТ-70, но он оказался слишком дорогим.

Т-64 определил облик и основные черты советских танков на десятки лет вперед: компактность, сравнительно небольшой вес, мощная пушка с автоматом заряжания и комбинированная броня. Но при этом — крайне плотная внутренняя компоновка. Фактически экипаж Т-64 окружен снарядами и баками с горючим.

Слабые места Т-64 оказались продолжением его достоинств. Буквально все в новом танке — от гусениц до автомата заряжания — не имело аналогов на предшественниках. Поэтому поломки и дефекты неиспытанных агрегатов стали практически неизбежны.

Морозов уже имел печальный опыт с превышением веса машины на Т-54, поэтому стремился сделать новый танк как можно меньше и легче. Предельное облегчение танка и его ходовой любой ценой привели к тому, что двигатель и ходовая часть Т-64 первых выпусков работали на пределе. Мощный, но компактный дизель Т-64 часто перегревался, особенно летом, оказался очень чувствителен к пыли, массово выходил из строя, зимой плохо запускался, требуя обогрева. К тому же мотор получился очень сложным и дорогим.

Т-64 не выдержал полигонно-войсковых испытаний ни в 1963, ни в 1964 году. В 1965 — новые поломки. На 1965 ресурс двигателя Т-64 - от 89 до 134 моточасов. На 1966 год дизель работает менее 200 часов при требуемых 300, в 1967 - менее 150 часов.

В итоге поистине революционный танк приняли на вооружение, выпускали серийно, но параллельно доводили много лет.

Видя беды Т-64, вмешались другие конструкторы и заводы. Трагедия в том, что каждый советский конструктор и каждый завод на тот момент уже создали не просто хорошие, а легендарные танки. И выбрать из новинок какой-то один танк стало практически невозможно.

В финале многолетней борьбы Советский Союз получил не один основной танк, а целых три - Т-64, Т-72 и Т-80. Причем с каждой версией они все дальше отходили от унификации. Можно только представить цену их разработки, выпуска и ремонта. А танкистов приходилось обучать на разные машины.

Тем не менее, Т-64 вошел в историю мирового танкостроения.

Сейчас на этапный танк можно посмотреть в 3-ем павильоне Технического центра парка «Патриот» и в открытой экспозиции бронетехники Музейной площадки №1.

Все экспонаты парка патриот