Top.Mail.Ru
Подписывайтесь на наш Telegram! Это самый оперативный источник информации о Парке.

Опытная САУ 2С14 «Жало-С»

Единственный экземпляр опытной противотанковой пушки на базе БТР-70

Описание:

2С14 "Жало-С" — единственный экземпляр опытной противотанковой пушки на базе БТР-70. Отличается необычным калибром — 85 мм при гладком стволе, и колесным шасси вместо традиционного гусеничного. Рост защищенности танков привел к закрытию проекта.

Необычная самоходная пушка “Жало” находится в Техническом центре Центрального парка ВС РФ "Патриот" в павильоне №4 "Бронетранспортеры и боевые машины пехоты". Среди других самоходных орудий она выделяется очень длинным стволом, расположенном в башне на корпусе колесного БТРа.

“Жало” начали разрабатывать в шестидесятых годах прошлого века. Это была эпоха возрождения ствольной артиллерии после периода увлечения ракетами. Тогда бурно развивались советские воздушно-десантные войска. Десантникам было нужно легкое и эффективное средство борьбы с танками противника. Обычная для сухопутных войск 100-мм пушка МТ-12 “Рапира” весом более трех тонн оказалась слишком тяжелой.

Новая противотанковая пушка получила калибр 85 мм и название “Жало”. Пушку разрабатывают сразу в двух вариантах: буксируемом "Жало-Б" и самоходном "Жало-С". Разработку ведет Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения в подмосковном городе Климовск (сейчас микрорайон Подольска), ведущий НИИ в области нового стрелкового оружия и артиллерии.

Заряжание — унитарное, то есть снаряд и заряд пороха в одном корпусе. Поэтому пушку отличает высокая скорострельность — до 20-25 выстрелов в минуту.

“Жало-С” ставят на необычное шасси. Традиционно самоходные орудия СССР получали гусеницы. Но “Жало” размещают на базе новейшего колесного бронетранспортера БТР-70.

Конструкция БТРа уже отработана, то есть не требует времени на проектирование “с нуля” и исправление ошибок. Массовый выпуск — значит, шасси сравнительно дешево.

Конструкция БТР-70 позволяет достаточно легко установить в центральной части машины новую башню с пушкой, нужно только расширить погон башни и усилить крышу. Корпус и ходовая часть остаются прежними.

Спереди — отделение управления, в корме — пара бензиновых двигателей по 120 лошадиных сил. На то время два сравнительно слабых, но массовых двигателя, обходились дешевле, чем разработка мощного дизельного мотора.
Колесное шасси обеспечивает высокую проходимость и скорость до 80 км/ч по шоссе. А водомет в корме — возможность плавать.

Калибр пушки в 85 мм сравнительно невелик — как у средних танков Второй мировой. Поэтому ствол пушки удлинили и сделали гладким, без нарезов. Это позволяет разогнать снаряд до больших скоростей и повысить бронепробиваемость.
Однако растет и отдача пушки. Чтобы отдача не разрушила корпус и не опрокинула машину, ствол снабдили мощным дульным тормозом. Тормоз гасит до 80 % отдачи.

В самоходке размещают 30-40 снарядов. "Жало" может стрелять бронебойными подкалиберными снарядами 3БМ31, а также кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами.

В 1975 году построили опытный образец. Самоходная пушка вышла лишь на тонну тяжелее исходного БТР-70 — 12,5 тонн против 11,5 тонн у бронетранспортера.

Но к этому времени бронепробиваемость калибра 85 мм против танков вероятного противника окончательно стала недостаточной, несмотря на все ухищрения конструкторов.

Кроме того, самоходка “в наследство” от БТР получила слишком слабую броню — не толще 8-10 мм у лба корпуса и 6 мм у башни. Для бронетранспортера в целом достаточно такой защиты от пуль и осколков. У самоходной гаубицы, например, 122-мм “Гвоздики”, стреляющей с закрытых позиций, броня вдвое толще.

Но “Жалу” пришлось бы стрелять прямой наводкой и бороться с современными танками. К тому же снаряды "Жала" несовместимы с другими пушками, то есть их придется производить отдельно.

Поэтому, несмотря на все вероятные достоинства, “Жало” прошла испытания, но так и осталась в единственном экземпляре.

Фото:

Все экспонаты парка патриот