Top.Mail.Ru
Уважаемые гости! 24 апреля 2024 г. Партизанская деревня с 14:00 до 18:00 закрыта для посетителей  по техническим причинам, приносим извинения за доставленные неудобства.

Вертолёт Ми-24

"Летающая БМП"
Страна производитель СССР
Год производства 1971
Уникальность Серийный
Эпоха Послевоенная
Тип Вертолет
Серийность Около 3500 всех модификаций
Основные характеристики
Скорость полета 320 км/ч максимальная, 264 км/ч крейсерская - для Ми-24В, 270 км/ч — крейсерская для Ми-24П.
Дальность 595 км — практическая для Ми-24В, 450 км — для Ми-24П.1000 км — перегоночная для Ми-24В и Ми-24П.
Мощность двигателя 2 двигателя ТВ3-117В по 2225 л.с. на Ми-24В и Ми-24П.
Динамический потолок для Ми-24В — 4600 м, для Ми-24П — 4500 м
Взлетная максимальная масса 11 500 кг (Ми-24В и Ми-24П)
Диаметр несущего винта 17,3 м (Ми-24В и Ми-24П)
Интересные факты
1 Первый советский ударный вертолет.
2 Первый в мире боевой вертолет с убирающимся шасси.
3 Один из самых массовых и долговечных вертолетов мира.
4 Самый скоростной вертолет в мире до 1986 года.
5 В июле-августе 1975 года на вертолете А-10 — специально облегчённой версии Ми-24 без оружия — женский экипаж Галины Расторгуевой и Людмилы Полянской установил несколько мировых рекордов скорости и скороподъемности.
6 Вертолеты радиационно-химической разведки Ми-24Р использовали при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
7 Чтобы изобразить Ми-24 для фильма "Красный рассвет", в Голливуде вертолетам "Пума" приделали фальшивые носы и макеты крыльев.
8 Применяется в бою с 1978 года по настоящее время.
Дополнительно
Экипаж 3 человек (Ми-24В и Ми-24П)
Число десантников 8 человек (Ми-24В и Ми-24П)

Описание:

Ми-24 — первый советский боевой вертолет, "детище" знаменитого конструктора Михаила Леонтьевича Миля, один из самых массовых и знаменитых вертолетов мира. Самый быстрый в мире вертолет своего времени. Использовался более чем в 50 странах мира. Воевал более чем в 30 конфликтах с 1978 года по настоящее время. Это первый советский ударный вертолёт и первый в мире боевой вертолет с убирающимся шасси. Один из самых массовых вертолетов мира.

Шестидесятые годы прошлого века — время войн в Алжире и Вьетнаме. Именно там французские, а затем американские вертолеты впервые зарекомендовали себя как боевые машины, а не только как средство перевозки пехоты и спасения сбитых летчиков.

В СССР внимательно следили за вероятными противниками и решили дать им достойный ответ.

Оружие на борту получили еще “первенцы” семейства “Ми” — вертолёты Ми-1. Их в конце 50-х годов в порядке эксперимента оснастили противотанковыми ракетами “Малютка”. Затем противотанковые ракеты “Фаланга”, блоки неуправляемых ракет С-5 и 12,7-мм пулемёт поставили на 185 серийных вертолетов Ми-4. Хотя ни одна из этих машин не разрабатывалась как боевая изначально.

Миль рисовал первые концепции ударного вертолета уже в 1965 году. В 1967 году на опытном заводе конструкторского бюро Миля построили макеты будущего транспортно-боевого вертолета В-24 (и пять макетов вариантов его носовой части) с одним и двумя двигателями. Такой вертолет должен был служить “летающей боевой машиной пехоты” — и возить десант, и воевать.

Армия в лице министра обороны Гречко одобрила двухмоторный вариант — на две версии сразу не хватило бы сил промышленности страны.

Разработка будущего Ми-24 шла стремительно: 6 мая 1968 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о проектировании, а уже в июне 1969 года, еще до одобрения комиссией, был готов первый опытный вертолет В-24.

Дело в том, что Миль широко использовал узлы, уже отработанные на предыдущих моделях, Ми-4, Ми-8 и Ми-14 - двигатели ТВЗ-117, несущий и рулевой винт, автомат перекоса, части трансмиссии.  

15 сентября 1969 года В-24 впервые поднялся в воздух, пусть и на привязи. А первый свободный полет состоялся уже через четыре дня.

Миль умер 31 января 1970 года и не дожил до триумфа своего последнего творения. Но в 1971 году новый вертолет был принят на вооружение под именем Ми-24.

У Ми-24 классическая одновинтовая схема: несущий винт с пятью лопастями и рулевой винт с тремя. Создали несущий винт необычно: к носовой части лопасти с лонжероном от Ми-8 добавили хвостовую часть с сотовым заполнителем от Ми-4. Лопасть получилась на два метра короче и чуть шире, чем у Ми-8.

Ми-24 получил хорошо обтекаемые внешние формы. Суженный нос, фюзеляж, как у самолетов, и широкий скошенный нос придали вертолету характерный “хищный” облик. Силовую установку и ось несущего винта наклонили на 2,5 градуса вправо относительно вертикальной плоскости фюзеляжа. Это заметно уменьшило крен и скольжение вертолета в полете по прямой, а заодно и повысило точность стрельбы из неподвижного оружия.

Впервые в мире среди боевых вертолётов на Ми-24 убиралось шасси — для повышения скорости.

Крыло Ми-24 несет до четверти массы машины, а также служит для подвески оружия.

Сначала у Ми-24 было две кабины. В передней сидел стрелок-оператор, сзади и левее — летчик. В средней части вертолета — грузовая кабина на восемь солдат-десантников или полторы тонны груза. Благодаря герметичности обеих кабин Ми-24 мог некоторое время лететь даже над радиоактивной местностью.

Ми-24 отличался от прочих вертолётов того времени мощной защитой. Лобовое стекло — бронировано, у пилота есть бронеспинка сидения, по бокам кабин и на капотах двигателей установлены бронеплиты.

Вооружение сначала досталось Ми-24А “в наследство” от Ми-4 — по паре управляемых ракет “Фаланга-М” с ручным наведением на двух подфюзеляжных рамах и подвижная установка крупнокалиберного пулемета А-12,7 в носу. К четырём держателям под консолями крыла подвешивали блоки неуправляемых ракет, зажигательные баки или бомбы весом до 500 кг.

Ми-24Б получил скорострельный 12,7-мм пулемет ЯкБ и ракеты “Фаланга-ПВ” с полуавтоматической системой наведения. Теперь оператор Ми-24 попадал ракетами втрое-вчетверо чаще, а сам вертолет при наведении ракет мог маневрировать.

На Ми-24Д и летчик, и оператор получили отдельные кабины с улучшенным обзором, причем оператор благодаря полноценной ручке управления и выдвижным педалям тоже мог управлять вертолетом.  

На Ми-24В поставили восемь сверхзвуковых ракет “Штурм-В” вместо четырех “Фаланг”, а на Ми-24П - неподвижную 30-мм пушку ГШ-30 вместо пулемета. И, наконец, Ми-24ВП вооружили подвижной 23-мм пушкой ГШ-23Л.

Ми-24 разных версий выпустили около 3500 машин. И активно продавали в десятки стран мира — от Никарагуа до Эфиопии. Так Ми-24 стал одним из самых массовых вертолетов на планете.

В июле-августе 1975 года на вертолете А-10 — специально облегчённой версии Ми-24 без оружия — женский экипаж Галины Расторгуевой и Людмилы Полянской установил несколько мировых рекордов скорости и скороподъемности. А 21 сентября 1978 года летчик-испытатель Гурген Карапетян установил мировой рекорд скорости - 368,4 км/ч.

До 11 августа 1986 года, когда рекорд Карапетяна побил пилот Джон Эггингтон на британском вертолете “Линкс”, Ми-24 оставался самым скоростным вертолетом мира.

Боевое крещение Ми-24 прошли в 1978 году на стороне Эфиопии против Сомали. Вертолеты с кубинскими пилотами на борту гарантированно поражали любую сомалийскую бронетехнику, причем без потерь или серьезных повреждений со своей стороны.

Затем были десятки войн по всему миру — Ливия, Афганистан, Ливан, война Ирана и Ирака, Никарагуа...

Ми-24 жгли танки, высаживали десанты и разведгруппы, эвакуировали раненых, сопровождали колонны техники и транспортные вертолеты...

Увидев высший пилотаж Ми-24 в Афганистане, главный конструктор ОКБ Миля Марат Тищенко по легенде сказал: "Теперь я и сам не знаю, как летают вертолеты!"

Бронестекла Ми-24 в Афганистане показали себя отличной защитой экипажа.

Не раз Ми-24 спасали отдельные колонны войск и целые страны. Например, применение Ми-24 на Шри-Ланке позволило к 2009 году разгромить местных террористов и прекратить многолетнюю войну.

Есть красивая легенда, что иракский Ми-24 якобы смог сбить реактивный истребитель Ирана, однако, на заявленную дату Ирак еще не располагал Ми-24. Позже иракские Ми-24 не раз сбивали, но боевые вертолеты противника.

Надежный и грозный в бою Ми-24 стал воплощением слов “советский и российский боевой вертолет”. Им восхищаются во множестве книг, фильмов и игр по всему миру.  

Ранние Ми-24 можно увидеть на экране в советском фильме 1981 года “Ответный ход”.

В Голливуде на съемках фильма “Красный рассвет” в 1984 году приделали трем вертолетам SA.330 “Пума” фальшивые носы поверх настоящих, чтобы сделать вертолеты похожими на ранние версии Ми-24. Позже эти же “подделки” изображали Ми-24 в серии фильмов “Рэмбо”.

А в фильме “Кровавый алмаз” снялась версия Ми-24 Super Hind с 20-мм пушкой, доработанная в ЮАР.  

Вертолеты радиационно-химической разведки Ми-24Р использовали при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Ми-24К с мощной оптикой и бортовой ЭВМ могут корректировать огонь с земли.

В парке «Патриот» Ми-24 можно увидеть на открытой площадке в Центре военно-тактических игр (Ми-24П) и на открытой площадке в Конгрессно-выставочном центре (Ми-24В).

Все экспонаты парка патриот