Top.Mail.Ru
С 15 апреля Центральный парк «Патриот» переходит на летний режим работы! Вт-пт с 10.00-18.00 и сб-вс с 10.00-19.00

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2

Один из лучших танков мира, начала 30-х годов ХХ века – быстроходный танк БТ-2
Страна производитель СССР, ХПЗ им. Коминтерна
Год производства 1932-1933г.г.
Уникальность Единственный сохранившийся экземпляр
Эпоха Довоенная
Тип Легкий танк
Серийность Серийный (произведено 620 единиц)
Интересные факты
Распространенное название (неофициальное) Быстроходный танк «Летающий»
Особенность конструкции Высокая удельная мощность. Колесно-гусеничный движитель, индивидуальная пружинная подвеска (или подвеска Кристи), что позволяло танкам иметь большую скорость перемещения по пересеченной местности.
Подвижность
Двигатель тип – V-образный, четырёхтактный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения «Либерти»
Максимальная мощность 294,1 кВт (400 л.с.)
Максимальная скорость на колесах 72 км/ч
Максимальная скорость на гусеницах 52 км/ч
Запас хода на колесах 200 км
Запас хода на гусеницах 120 км
Вооружение
Орудие 37-мм пушка обр.1930 г. («Гочкис») / 92 выстрела
Пулемет 7,62-мм ДТ / 2709 патронов
Бронирование
Броневая защита Гомогенная броня
Лоб и борт корпуса 13 мм
Лоб и борт башни 13 мм
Корма корпуса 10 мм
Дополнительно
Экипаж 3-2 человека
Боевая масса 11 тонн
Средства связи Радиостанция не устанавливалась. Внешняя связь поддерживалась с помощью флажковых сигналов, внутренняя – световой сигнализацией.

Описание:

Колесно-гусеничные танки серии БТ являются вторыми по массовости и наиболее популярными советскими танками периода 30-х годов. Они созданы на базе танка американского конструктора Джона Уолтера Кристи. Первый серийный вариант БТ-2 разработан в 1931 году специальным конструкторским бюро Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) имени Коминтерна под руководством С.А. Гинзбурга и его заместителя Н.М. Тоскина.

23 мая 1931 года Протоколом Комитета Обороны «О танкостроении» предписывалось ввести танк БТ в систему вооружения РККА в качестве быстроходного истребителя. Серийное производство было организовано в 1932-1933 гг. на ХПЗ им. Коминтерна. Всего изготовлено 620 танков БТ-2, в том числе 115 машин были вооружены пушкой и пулеметом.

Броневая защита БТ-2 – противопульная, корпус и башня клепаные. Лобовой лист перед отделением управления имел большой угол наклона, что улучшало обзор. Вращение башни осуществлялось вручную, с использованием планетарного механизма.  Изготовленные танки имели разные варианты установленного вооружения – от пулеметного до пушечно-пулеметного. Пушечно-пулеметные танки были вооружены 37-мм пушкой и пулемётом ДТ в отдельной шаровой установке. Наведение пушки и пулемета по вертикали производилось с помощью плечевого упора. Командир за боевой обстановкой вел наблюдение через телескопический прицел, а механик-водитель — через смотровую щель.  В кормовой части размещался двигатель мощностью 400 л.с.  

Танк мог передвигаться как на гусеницах, так и на колесах. Переход с одного типа движителя на другой производился членами экипажа за 30 минут.

 При движении по дорогам с твердым покрытием использовали колесный ход, гусеницы укладывали на надгусеничные полки и крепили к ним кожаными ремнями. Задние опорные катки становились ведущими, а передние – управляемыми. Передача мощности на ведущие катки осуществлялась с помощью двух шестеренчатых редукторов (гитар). Водитель переходил на управление танком с помощью съемного рулевого колеса.

Машины отличались высокими скоростями: на гусеницах – 52 км в час, на колесах – 72 км в час. Танкисты любили быстроходные танки за хорошие динамические качества, которые использовали в полной мере. Экипажи на БТ совершали «прыжки», преодолевая различные препятствия до 15 -20 метров.

Радиостанция на танк не устанавливалась. Внутренняя связь – световая сигнализация, внешняя - флажковая.

На базе БТ-2 созданы танки: БТ-5, химический танк и другие машины. На БТ-2 испытывали оборудование для подводного вождения и другие инженерные приспособления.

Первые быстроходные танки поступили на вооружение в 1932г. в 1-ю механизированную бригаду в батальон танков-истребителей. Из-за сложных условий эксплуатации боевых машин, частых поломок, поступления в войска более совершенных танков, БТ-2 часто использовались как учебные в частях и в учебных заведениях. С началом войны эти машины вновь встали в строй. Они принимали участие в войне с Финляндией, в освободительном походе в Западные Украину и Белоруссию и в боевых действиях первого периода Великой Отечественной войны. По некоторым данным БТ-2 продолжали воевать и в 1944 году.

Единственный сохранившийся танк БТ-2 представлен на Площадке №1 Музейного комплекса парка "Патриот".

Все экспонаты парка патриот