Легкий танк «Ха-Го», тип 95
Страна производитель | Япония, фирма «Мицубиси Дзукогио» |
Год производства | 1936г. - 1943г. |
Уникальность | Сохранилось не менее 15 танков этого типа |
Эпоха | Времён войны |
Тип | Легкий танк |
Серийность | Серийный (произведено 2348 единиц) |
Интересные факты | |
Происхождение экспоната | Осенью 1945 г. легкий танк Тип 95 «Ха-Го» доставлен на испытательный полигон в Кубинку, позже был передан в Музей бронетанковой техники. |
Боевое применение | Маньчжурская операция 1945 г. |
Подвижность | |
Двигатель | Рядный, 6-цилиндровый, двухтактный, воздушного охлаждения дизель «Мицубиси» А6120VD |
Мощность двигателя | 88,2 кВт (120 л.с.) |
Максимальная скорость по шоссе | 45 км/ч |
Скорость по пересеченной местности | 26 км/ч |
Запас хода по шоссе | 210 км |
Тип подвески | Подвеска конструкции Т. Хара |
Вооружение | |
Орудие | 37-мм пушка Тип 94, с 1938 г. Тип 97 длина ствола 36,7 калибров/75 выстрелов |
Пулеметы | 2х6,5-мм Тип 91, с 1938 г. 2х7,7-мм Тип 97/3300 патронов |
Бронирование | |
Лоб корпуса верх | 12/0 мм/град |
Лоб корпуса середина | 9/72 мм/град |
лоб корпуса низ | 12/18 мм/град |
Борт корпуса верх | 12/34 мм/град |
Лоб | 12/7 мм/град |
Борт | 11 мм/град |
Корма башни | 7 мм/град |
Дополнительно | |
Экипаж | 3 человека |
Боевая масса | 7,4 тонн |
Средства связи | Внешняя связь с помощью флажков, Внутренняя связь – специальная переговорная труба «танкофон» |
Описание:
Самый массовый танк японской армии периода Второй мировой войны – легкий танк Тип 95 разработан в 1933-1934 годах фирмой «Мицубиси». В конце 1934 года танку было присвоено название «Ха-го». Танк создавался для сопровождения механизированных кавалерийских соединений японской императорской армии. «Ха-Го» серийно производился с 1936 по 1943 гг.
Компоновка танка с расположением двигателя в кормовой части и элементов трансмиссии – впереди. Боевое отделение было объединено с отделением управления. Корпус собирался из катаных бронелистов на каркасе при помощи заклепок и болтов. В башне, слегка смещенной влево относительно продольной оси машины, была установлена 37-мм пушка, которая наводилась на цель при помощи плечевого упора. Один пулемет установлен в задней части башни, второй в рубке лобовой части корпуса танка. Разнесенная установка пушки и пулемета затрудняла работу командира. Все вооружение имело оптические прицелы. Для стрельбы из личного оружия выполнены лючки со сдвижными броневыми заслонками в борту башни и по бокам рубки пулеметчика. Наблюдение за полем боя велось через смотровые щели.
В кормовой части вдоль правого борта корпуса, в специальном отсеке устанавливался дизельный двигатель воздушного охлаждения мощностью 120 л.с., обеспечивая танку хорошую подвижность. Двигатель имел высокие эксплуатационные качества, но был достаточно громоздким.
Подвеска танка, разработанная в 1933 году Томио Хара, получила его имя. Она не была похожа ни на один из зарубежных образцов. Подобная конструкция подвески применялась на большинстве серийных японских танков 1930-1940-х годов. На танки устанавливали мелкозвенчатую металлическую гусеницу шириной 250 мм.
Большое количество лючков и съемных броневых деталей упрощали обслуживание и ремонт танка, но снижали его защищенность.
Командир боевой машины находился в одноместной башне, выполняя одновременно функции заряжающего и наводчика орудия. Удобно расположенная боеукладка упрощала работу командира. Место механика-водителя находилось справа в передней части корпуса, слева место техника-стрелка, который обслуживал двигатель и вел огонь из пулемета.
Связь командира танка с водителем осуществлялась с помощью специальной переговорной трубы. Для внешней связи использовали сигнальные флажки.
Для уменьшения поражения экипажа осколками брони, с внутренней стороны корпуса закрепляли специальный асбестовый «подбой».
Танк Тип 95 был простым в производстве и эксплуатации, надежной и неприхотливой машиной, но имел недостаточное вооружение и защищенность.
В феврале 1935 года легкий танк «Ха-Го» принял участие в маневрах в районе Большого Хингана. Условия были приближены к фронтовым. Неровности местности вызывали повышенные нагрузки на ходовую, подвеска требовала усиления. Модифицированная подвеска получила название «маньчжурская». С новой подвеской было изготовлено несколько десятков экземпляров «Ха-Го».
На базе «Ха-Го» были созданы танки «Ке-Ну» и «Ка-Ми», самоходная артиллерийская установка «Со-То».
Танки «Ха-Го» активно использовались японской армией во всех операциях с конца 1930 по 1945 годы: в Юго-Восточной Азии, Китае и в бассейне Тихого океана. Летом 1939 г. на реке Халхин-Гол они встретились с советскими танками, которые превосходили японские машины по огневой мощи и защищенности. В августе 1945 года «Ха-Го» приняли участие в Маньчжурской наступательной операции.
Большая часть японских танков, захваченных Красной Армией в Маньчжурии, в том числе «Ха-Го», впоследствии были переданы Советским Союзом Народно-освободительной армии Китая.
Танк Тип 95 «Ха-Го» представлен в экспозиции «Победа над Японией» в Музейном комплексе Площадка №1 в парке « Патриот ».