Легкий пехотный танк Т-26 (двухбашенный)
Страна производитель | СССР г. Ленинград, завод №174 имени К. Е. Ворошилова и Сталинградский тракторный завод |
Год производства | 1931г. – 1941г. |
Уникальность | Единственный сохранившийся экземпляр |
Эпоха | Времён войны |
Тип | Легкий танк |
Серийность | Серийный (произведено 11218 единиц в том числе двухбашенных пушечно-пулеметных 450 ед.) |
Подвижность | |
Двигатель | Рядный, четырехтактный 4- четырехцилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров |
Мощность двигателя | 90 кВт (л.с) |
Максимальная скорость | 30 км/ч |
Запас хода | 100-120 км |
Удельная мощность | 10,9 л.с./т |
Тип подвески | блокированная, на листовых рессорах |
Удельное давление на грунт | 0,60 кг/см |
Вооружение | |
Основное вооружение | 37-мм полуавтаматическая нарезная пушка «Гочкис» (Б-3) / 113 выстрелов |
Скорострельность | 15 выстрелов/мин |
Прицел | перископический |
Дополнительное вооружение | 7,62 мм пулемет ДТ / 3087 патронов |
Бронирование | |
Тип брони | Стальная катаная |
Лоб корпуса | 10 мм/град |
Крыша корпуса | 8 мм/град |
Лоб башни | 13 мм/град |
Дополнительно | |
Боевая масса | 8,2 т |
Экипаж | 3 человека |
Средства связи | Радиостанция не устанавливались. Внешняя связь поддерживалась с помощью флажковых сигналов, внутренняя- световой сигнализацией |
Описание:
Легкий пехотный танк Т-26 (двухбашенный) с пушечно-пулеметным вооружением - первая модификация самого массового танка Красной Армии довоенного периода и начального периода Великой Отечественной войны, созданный для непосредственной поддержки пехоты в составе стрелковых соединений и дальней поддержки пехоты в составе моторизованных подразделений, а также для выполнения тактических и оперативных задач. Разработан конструкторским коллективом под руководством С. А. Гинзбурга и ведущим конструктором М.П. Зигелем на основе английского танка Vickers Mk E («Виккерс 6-тонный»).
Корпус клепаный коробчатой формы из катаных броневых листов. Сверху корпуса установлена подбашенная коробка, на которую на шариковых опорах симметрично установлены две башни цилиндрической формы. В каждой башне размещается по одному члену экипажа; механик водитель размещается справа спереди. Экипаж мог пользоваться тремя основными люками. Командир (он же первый стрелок) и второй стрелок использовали для посадки в танк люки в крышах обоих башен. Механик-водитель пользовался люком в правой части рубки корпуса.
По правой стороне корпуса закреплен металлический ящик для ЗИП (запасных инструментов и принадлежностей) и лом. По левой стороне корпуса закреплена пила и также ящик для ЗИП. Вверху переднего лобового листа находится фара и звуковой сигнал. Подвеска танка, применительно к одному борту, состоит из двух взаимозаменяемых тележек, четырех обрезиненных поддерживающих катков, ведущего и направляющего колес. Каждая тележка состоит из литой коробки, четырех сдвоенных опорных, соединенных балансирами. Ведущее колесо танка - литое, со съемным зубчатым венцом, расположено впереди. В кормовой части машины имеется ленивец с кривошипным механизмом натяжения. Гусеницы с открытым металлическим шарниром, изготовлены литьем из хромоникелевой стали. Вооружение танка: 7,62-мм пулемёт ДТ-29, размещен в шаровой установке в левой лобовой части баши, 37-мм нарезная пушка «Гочкис» (Б-3) установлена в правой башне Спереди на корме сохранен заводской номер 97.
13 февраля 1931 года Постановлением Реввоенсовета СССР был принят на вооружение Красной армии и запущен в серийное производство танк Т-26 в двухбашенной компоновке с пушечно-пулеметным вооружением. В двухбашенном варианте производство танков Т-26 продолжалось до 1933 года, поэтому они получили известность, как танки Т-26 образцов1931-1933 гг. Первые 15 двухбашенных танков были собраны в августе 1931 года и уже осенью отправлены в боевые части. С 1931 по 1941 г. заводом № 174 имени К.Е. Ворошилов (г. Ленинград) и Сталинградским тракторным заводом изготовлено 11 218 танков Т-26 двадцати трех модификаций, отличающихся в основном конструкцией башни и вооружением. Из общего количества выпущенных танков Т-26, в двухбашенном варианте было произведено около 1627 машины, из них с пушечно-пулеметным вооружением порядка 450 единиц. По мере поступления на вооружение Красной Армии более совершенных однобашенных танков Т-26, двухбашенные Т-26 передавались в состав танковых батальонов стрелковых дивизий, в учебные подразделения или переводились в разряд учебно-боевых машин.
В начале 1930-х годов Т-26 был лидером в своём классе и одним из лучших танков в мире, позволив создать в СССР танковую промышленность и конструкторскую школу. За время своего существования они успешно применялись во время гражданской войны в Испании в 1936-1939 гг., в советско-японском вооруженном конфликте у озера Хасан в 1938 г., в боевых действиях у р. Халхин-Гол в 1939 г, в Китае в 1937-1938 гг., в советско-финской войне 1939 -1940 гг. и в начальном периоде Великой Отечественной войны. Но по состоянию на 22 июня 1941 года легкие танки Т-26 уже мало соответствовали требованиям начавшейся Великой Отечественной войны. Однако, именно им пришлось испытать на себе всю тяжесть первых боев. Различные модификации танков Т-26, в том числе и двухбашенные, составляли основу советского танкового парка. Несмотря на то, что бронирование легких немецких танков и самоходных орудий того времени было уязвимым для 37-мм орудий танков Т-26, большинство машин было потеряно в боях 1941 года. Однако значительная часть потерь была произведена не только по причине слабого (противопульного) бронирования и низкой подвижности Т-26, многие из них были сильно изношены, часто ломались и выходили из строя по причине технических неисправностей, но их не эвакуировали в тыл для ремонта, так как из-за внезапности начала войны в Красную Армию не успели передать трактора для эвакуации техники, и также не был призван в подразделения технического обеспечения танковых частей обслуживающий технический персонал.
До настоящего времени сохранился лишь единственный образец двухбашенного танка Т-26, оснащенный пушечно-пулеметным вооружением, который находится на Площадке №1 Музейного комплекса парка "Патриот" в экспозиции "Священная война".