Легкий пехотный танк Т-26 (однобашенный)
Страна производитель | СССР |
Год производства | 1931-1941 |
Уникальность | Распространенный: изготовлено около 11300 всех модификаций Т-26 |
Эпоха | Довоенный |
Тип | Легкий пехотный танк |
Серийность | Серийный |
Интересные факты | |
1 | Самый массовый танк Красной армии 30-х годов |
2 | Создан на основе лёгкого британского танка Vickers Mk.E, он же “Виккерс шеститонный” |
3 | Экспортировался в Испанию, Турцию и Китай |
4 | На базе Т-26 были созданы самоходные орудия, огнеметные танки, радиоуправляемые телетанки, мостоукладчики, тягачи и транспортеры |
5 | Выпускался с 1931 по 1941 год |
6 | Воевал с 1936 по 1945 год |
7 | Состоял на вооружении в Финляндии вплоть до 1961 года |
Бронирование | |
Применяемая броня | Гомогенная |
Толщина брони лоб корпуса | 15-20 мм |
Толщина брони борт корпуса | 15 мм |
Толщина брони корма корпуса | 6-10 мм |
Толщина брони башня | 15-20 мм |
Подвижность | |
Запас хода | 220-240 км |
Скорость по шоссе | 31 км/ч, по бездорожью -16 км/ч |
Мощность двигателя | 95 л. с. - на поздних версиях |
Огневая мощь | |
Вооружение №1 | 45-мм пушка 20К |
Боекомплект вооружения №1 | До 205 снарядов |
Вооружение №2 | 1-3 7,62 мм пулемёта ДТ |
Боекомплект вооружения №2 | До 3654 патронов |
Дополнительно | |
Экипаж | 3 человека |
Средства связи | Радиостанция 71-ТК-1 |
Описание:
Т-26 — возможно, лучший легкий танк в мире для своего времени — первой половины 1930-х годов. Самый многочисленный танк Красной армии к началу Великой Отечественной войны. Он воевал с 1936 по 1945 год, от Испании до Сахалина и от южного Китая до Карелии. Т-26 был создан на основе британского танка “Виккерс шеститонный”, но быстро превзошел как английского предка, так и его копии в других странах. В Финляндии Т-26 оставался на вооружении вплоть до 1961 года.
Советский танк Т-26 был создан на основе лёгкого британского танка Vickers Mk.E, он же “Виккерс шеститонный”. Дело в том, что СССР на рубеже двадцатых-тридцатых годов были срочно нужны хорошие танки и побольше. Тогда не без оснований полагали, что вот-вот начнется большая война.
Но Т-18, первый советский танк, уже стремительно устарел. Новые танки, такие как Т-19, еще имели “детские болезни”, да и неизвестно, смогли бы заводы СССР осилить их массовый выпуск в самом начале тридцатых годов, на заре индустриализации. А зарубежная техника уже была отработана.
Поэтому в 1930 году за рубеж направили лучших специалистов. И те закупили для СССР иностранные танки, в том числе и “Виккерс шеститонный”. Этот танк фирма “Виккерс” активно предлагала на экспорт всем желающим, в том числе Польше, злейшему врагу Советского Союза.
28 мая 1930 года с “Виккерсом” подписали контракт на поставку в СССР пятнадцати двухбашенных танков, с полным комплектом технических документов для организации выпуска в Советском Союзе.
“Виккерсы” понравились на испытаниях за приёмистый мотор воздушного охлаждения, простую коробку передач, простой в производстве корпус и хороший оптический прицел. Советские специалисты поругали ненадежность мотора, плохой обзор из танка, слабое сцепление гусениц и тонкую броню - всего 8-13 мм. Но плюсов нашли гораздо больше. И 13 февраля 1931 года шеститонный “Виккерс” приняли на вооружение Красной армии как Т-26, легкий танк сопровождения.
Сначала на Т-26 ставили 37-мм пушку Гочкиса в правую башню, а в левую - 7,62-мм пулемет ДТ. Затем перешли к машинам с одной башней, зато двухместной, где командир танка больше не был “один за всех”, а сидел вместе с наводчиком. А главное — 45-мм пушка 20К. При разнице всего на несколько миллиметров в новый снаряд помещалось гораздо больше взрывчатки — 119 г против 22. Один 7,62-мм пулемет ДТ был спарен с пушкой. Другой пулемет с 1935 года прикрывал корму танка, а третий с 1937 года размещался в зенитной установке П-40.
Корпус Т-26 собирали клепкой, а с 1932 года на Ижорском заводе освоили новейший прием — электросварку.
Подвеска Т-26 состояла из двух взаимозаменяемых тележек катков и рессор на каждом борту.
Мотор в 90 “лошадей” отлично подходил легкому танку весом в шесть тонн, но поздние версии Т-26 потяжелели до более чем десяти тонн, а серьезно усилить мотор не позволяла конструкция, что отмечали ещё на испытаниях “Виккерсов”. Для сравнения — сейчас на боевые автомобили, даже не танки, ставят двигатели в 240 “лошадей”. Заменить Т-26 тоже не получалось — новый танк Т-46 оказался слишком сложным и дорогим, как и другие версии. Поэтому танк, созданный по идеям двадцатых годов, продолжали выпускать вплоть до января 1941 года. А с началом Великой Отечественной войны выпуск Т-26 возобновили — из запасенных частей.
С 1933 года на Т-26 ставили вытяжные вентиляторы, что было редкостью для легких танков. А с осени 1933 года на так называемые “радийные” Т-26 вокруг башни ставили радиостанцию 71-ТК-1 с поручневой антенной. Однако первые же бои показали, что противник стреляет в первую очередь по танкам с хорошо заметной антенной, поэтому её на войне попросту срубали. Кроме того, радиостанция в реальных боях работала не слишком надежно и вдобавок снижала боезапас танка на сорок снарядов. Поэтому танкисты часто просили рацию убрать.
Для ночной стрельбы c 1935 года каждый пятый Т-26 оснащали так называемыми “фарами боевого света” — двумя мощными прожекторами над стволом пушки.
Т-26 стал самым массовым танком Красной армии тридцатых годов. На основе Т-26 были созданы самоходные орудия, огнеметные танки, радиоуправляемые телетанки, мостоукладчики, тягачи и транспортеры.
Также Т-26 активно продавали в Испанию, Турцию и Китай, причем за хорошую цену — свыше двадцати тысяч долларов США (неплохой автомобиль тогда стоил несколько сот долларов).
Боевое крещение Т-26 прошли в гражданской войне в Испании, с 28 октября 1936 года. Поначалу экипажи были советскими, затем обучили местные кадры.
Т-26 стали первыми советскими танками, которые бились с вражескими танками.
Оказалось, что Т-26 в Испании абсолютно превосходит как трехтонные итальянские танкетки C.V.33 и C.V.35, так и немецкие пятитонные легкие танки Pz.Kpfw.I. Один-два пулемета калибра 6,5-7,92 мм не могли быть соперниками 45-мм пушки. 45-мм снаряд при попадании попросту разламывал треть пулемётного танка, а немецкие бронебойные пули брали броню Т-26 лишь со 120-150 м.
В горах Испании Т-26 выставляли башню на гребень и вели огонь по вспышкам пулеметов, когда большая часть танка оставалась укрыта. Советские и испанские танкисты хвалили отличную точность пушки Т-26.
Были случаи, когда танки не выходили из боя по 13-14 и даже 18 часов подряд, но продолжали работать.
37-мм пушки легко пробивали броню Т-26, но и броню других легких танков того времени тоже.
В Китае летом 1938 года Т-26 превзошли своего “предка” — английский танк “Виккерс”, тоже закупленный китайцами. “Виккерс” с 37-мм пушкой уступал Т-26 по огневой мощи и запасу снарядов (60 снарядов против 107), по прочности брони, по мощности и особенно надежности двигателя.
В боях у озера Хасан впервые применили огнеметные танки ХТ-26.
На Халхин-Голе летом 1939 года японские танки “Ха-Го “ и “Чи-Ха” резко уступали Т-26 по огневой мощи.
И здесь Т-26 на фоне иностранных соперников оказались лучшими танками. А огнеметные танки ХТ-26 и ХТ-130 показали себя как незаменимое оружие для выжигания и выкуривания врага.
Т-26 образца 1939 года по итогам боев в разных странах получили наклонные борта подбашенной коробки, усиленные рессоры, боекомплект довели до 186 снарядов и 56 дисков к пулеметам. Если пулемет в задней части башни убирали, то боекомплект вырастал до 205 снарядов и 3654 патронов.
После Освободительного похода в Польшу сентября 1939 года СССР испытал трофейные польские танки 7TP — версию английского Vickers Mk.E. В целом танк не представлял большого интереса — у Т-26 (который уже давно устарел по конструкции) был больше запас снарядов, выше максимальная скорость и запас хода. Но советские специалисты оценили удобный перископический прибор MK-IV и дизельный мотор 7ТР.
С осени 1939 по весну 1940 года Т-26 воевали против Финляндии. По сравнению с финскими танками “Виккерс” Т-26 имел три пулемёта против одного (включая один зенитный) и 107 45-мм снарядов против 50. Советские испытатели похвалили удобные сиденья “седлом”, налобники на смотровых приборах и более простое электрооборудование трофея.
На Карельском перешейке применяли не только обычные Т-26, но и телетанки — Т-26, управляемые по радио и с химическим прибором КС-25 вместо пушки. С помощью КС-25 можно было метать огневую смесь или ставить дымзавесу.
22 июня 1941 года Т-26 вместе с другими советскими машинами приняли на себя первый удар танков Третьего рейха.
В июле 1944 года, казалось бы, много лет как устаревшие Т-26 поддерживали десант на острова Выборгского залива Суонионсаари и Тейкарсаари.
А в августе 1945 года ветераны Т-26 приняли участие в последних боях Второй мировой войны - против японцев в дотах Котонского укрепрайона на Южном Сахалине.
Т-26 попали и в художественную литературу о войне в Испании - роман Артуро-Переса Реверте “На линии огня”: “Планируется перебросить к нам несколько русских Т-26, это отличные машины... Со стороны реки доносится грохот моторов. Все поворачивают головы на этот звук и видят, как из-за гребня показывается башня танка Т-26 с республиканским флажком, намалеванным на броне. Стальное чудовище ползет вверх, окутываясь серым облаком отработанного бензина. Следом появляется вторая машина, а за ней – третья. Солдаты, мимо которых они проходят, встречают их приветственными криками, а наблюдатели, стоя в открытых люках, в ответ вскидывают к плечу сжатый кулак”.
Сейчас Т-26 образца 1939 года можно увидеть в парке "Патриот" в экспозиции "Священная война" Музейной площадки № 1.