Top.Mail.Ru
Подписывайтесь на наш Telegram! Это самый оперативный источник информации о Парке.

Гусеничный тягач-транспортер RENAULT UE

По приблизительным подсчетам немцам в качестве трофеев досталось минимум 2700 Renault UЕ обеих модификаций.

Описание:

Машина родом с рубежа 20-30-х годов, когда по Европе (и не только) гуляла идея сверхлегких бронированных гусеничных машин (авторы концепции товарищи Дж. Карден и Г. Мартель). Военные, как и положено, интересовались возможностью непосредственного их боевого применения, что представлялось весьма сомнительным ввиду слабости бронирования и вооружения (а порой и полного его отсутствия). Так что подобного рода техника заинтересовала в первую очередь страны, которые по экономическим причинам не могли позволить себе большое количество полноценных танков, например, Польша (танкетки TKS) и Румыния (те же Renault UE, выпускаемые по лицензии).

Подобные машины поначалу интересовали и французскую армию, но на рубеже десятилетий этот интерес по понятным причинам поутих. Плюс на новые виды вооружения урезали бюджет, львиная доля ассигнований в этот момент шла на строительство укреплений линии Мажино. И, тем не менее, французской армии было нужно универсальное транспортное средство.

ТТ3 было выдано трем фирмам: Renault, Citroen и Brandt. В начале высказывалась мысль о приобретении лицензию у фирмы Vickers на танкетку Mk VI. Но компенсировать расходы производителям французское правительство было не намерено. Вопрос также состоял в том, какое шасси, гусеничное или колёсное, лучше выбрать для будущей машины.

Летом 1930 года было принято окончательное решение в пользу гусеничной машины. Самым близким по конструкции к Mk VI оказался проект фирмы Renault. Машина разрабатывалась как универсальная, с возможностью установки вооружения. На заводе транспортер проходил как Renault UE, а специально разработанный для него прицеп Renault UK

В октябре 1931 года на заседании ССА (консультативный совет по вооружениям) бронетранспортер был принят на вооружение под обозначением Chenillette de ravitaillement d'Infanterie Modele 1931 R.

В серию он пошел только в середине 1934 года. Но уже буквально через год командование французской армии решает, что им нужен более мощный тягач весом до 2,6 тонны. Был объявлен конкурс и победителем стала фирма Lorraine с машиной Lorraine 37L (про нее еще будет сказано отдельно). А в качестве временной меры оставили в производстве Renault UE, и слегка улучшенный вариант Renault UЕ2.

До лета 1939 года выпускали Renault UE, а до 1 апреля 1940 года выпустили 1630 Renault UE2, общее же число выпущенных машин составило 5158 единиц. Из числа которых, по минимальным оценкам, 4600 штук поступили в войска.

Стоит отметить, что попытки установить вооружение на данную бронированную машину французами все же были сделаны. Еще в 1932 году в опытном порядке, по инициативе кавалеристов, переоборудовали одну машину, которая получила название Automitrailleuse legere de contact tout terrain. Но испытания она не прошла, и на вооружение не принята

В 1936 была еще одна попытка вооружить бронированный транспортер. По просьбе правительства Китая Франция должна была поставить 10 танкеток, вооруженных пулеметами, и несколько танков. Машины были благополучно отправлены, но до заказчика так и не дошли

Уже во время боевых действий против немцев в мае 1940 года, DI (Direction de l'Infanterie, руководство французской армией) распорядилось сообразить аж 200 транспортеров по китайскому типу с небольшой бронированной рубкой и одним 7,5-мм пулеметом Reibel.

31 мая 1940 года прототип был готов, и по имеющейся информации, успешно выдержал испытания. В связи с чем был выдан заказ на 150 машин данного типа. Сколько их выпустили до капитуляции Франции, сказать сложно, есть лишь несколько снимков: немецких трофеев, и уже трофеев союзников. Информацией о применении данных импровизированных САУ на Восточном фронте автор не располагает, но считает уместным упомянуть о них.

По приблизительным подсчетам немцам в качестве трофеев досталось минимум 2700 Renault UЕ обеих модификаций. Несколько сотен машин, в основном в крайней степени изношенности, были оставлены правительству Виши. А 67 транспортеров немцы передали Италии. В немецкой армии Renault UE получил обозначение UE 630 (f). Часть машин прошла модернизацию именно как тягачи, которая заключалась в установке внешнего крепления для пулемета MG-34 и усиленных буксировочных креплений, что позволило транспортировать орудия калибром 50, 75 и 76,2 мм. Транспортеры были перекрашены в соответствии с немецким стандартом.

Все экспонаты парка патриот