Top.Mail.Ru
С 15 апреля Центральный парк «Патриот» переходит на летний режим работы! Вт-пт с 10.00-18.00 и сб-вс с 10.00-19.00

C-125: гроза “Фантомов” и “невидимок”

Единственный в мире комплекс ПВО, сбивший «самолет-невидимку» F-117

Описание:

С-125 — первый советский зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) для поражения маловысотных целей. Также С-125 — первый передвижной ЗРК в СССР. С-125 применялся в боях от Египта до Перу и Югославии. С-125 — единственный в мире комплекс ПВО, сбивший «самолет-невидимку» F-117. С-125 создавался для прикрытия советского неба от налётов на малой высоте.

К середине 1950-х годов СССР уже получил первые системы зенитных ракет. Стационарная С-25 была принята на вооружение в мае 1955 года, шли испытания перевозимой системы С-75. Их ракеты надежно сбивали мишени, летящие на большой высоте. Именно так по прикидкам военных должны были атаковать бомбардировщики-носители ядерного оружия. Но у этих систем был недостаток — они могли поражать цели не ниже высоты в 3-5 км. Но что, если враг атаковал бы именно с малых высот?

Поэтому 19 марта 1956 года после Постановления Совета Министров СССР началась официальная разработка будущей системы С-125 (неофициально работы начались еще осенью 1955 года). 8 мая 1957 года сроки создания системы уточнили — не позднее 1959 года.

 С-125 должна была перехватывать самолёты и самолёты-снаряды (так называли крылатые ракеты), летящие со скоростью до 1500 км/ч, на высотах от 100 до 5000 м и на дальности до 12 км.

 Однако создать новую зенитную систему для борьбы с маловысотными целями, причем в сжатые сроки, было крайне трудно.

Прежде всего, при полете врага на малых высотах сигнал радара отражается не только от цели, но и от наземных объектов. Надо было найти способ устойчивого автоматического сопровождения цели, которая летела бы над любым земным рельефом и даже над водой. Поэтому антенны в станции наведения ракет С-125 повернули по отношению к горизонту на 45 градусов. Так антенный пост С-125 приобрел характерный вид.

Затем возникла следующая проблема. Надо было продумать оптимальную траекторию полета ракеты и выбрать, как точно навести ее на цель. И мало навести ракету на цель — надо “заставить” ракету взорваться в оптимальной близости именно от цели, а не от земли. И все эти задачи впервые в СССР были решены.

Цель зондировал узкий “карандашный” луч радара, идущий от отдельной антенны. Вместо шестисантиметрового диапазона волн, как на С-75, выбрали трехсантиметровый. В системе селекции движущихся целей применили линии задержки на твердых сплавах.

Ракеты 5В24 (они же В-600П) для комплекса С-125 сделали твердотопливными, а не жидкостными, как у С-25 и С-75. Теперь не нужно было заправлять ракеты топливом на позициях, трудясь в костюмах химзащиты.

В марте 1961 года С-125 успешно завершил государственные испытания, а уже 1 июня 1961 года комплекс С-125 была принят на вооружение Войск ПВО страны.

С-125 стал первым советским передвижным комплексом. Все его элементы разместили на базе автомобильных прицепов, полуприцепов и артиллерийских повозок. Поэтому комплекс можно было полностью развернуть за два часа, а свернуть — чуть более чем за полтора. Для сравнения, перевозимый комплекс С-75 по нормативу укладывался в 6 часов.

Для размещения С-125 хватало любой относительной ровной площадки размером 200 на 200 м.

В состав комплекса С-125 вошли четыре пусковые установки 5П71 с двумя ракетами на каждой. При модернизации количество ракет удвоили до четырех на установке 5П73. Так С-125 обрел “канонический” облик с четырьмя ракетами, знакомый нам по многим плакатам и фильмам.

 Станция наведения ракет СНР-125 позволяла наводить две ракеты на одну цель, если стрелять с определённым интервалом. На высотах более километра С-125 могла поражать околозвуковые цели, даже маневрирующие с девятикратной перегрузкой.

Поскольку цели при полете на малой высоте не давали много времени на раздумья, для С-125 внедрили автоматизированный прибор пуска АПП-125. Когда цель по расчетам входила в зону поражения, прибор мог пустить ракету автоматически. При этом офицер-ракетчик мог пустить ракету в любой момент, даже если цель была вне зоны поражения.

С-125М, принятый на вооружение в 1970 году, эффективно поражал самолеты и другие воздушные цели в огромном, доселе невиданном диапазоне высот — от 20 м и до 18 км (и на дальности до 20 км), даже при постановке врагом помех.

В ответ на применение радиопомех и противорадарных ракет С-125 доработали — внедрили телеоптический визир “Карат-2”. Он позволял стрелять ракетами, не включая радар, правда, только в хорошую погоду и не в сторону солнца.

Боевой дебют С-125 прошел в союзном СССР Египте в 1970 году. В марте 1970 года в далекой стране разместили целую дивизию особого назначения — 18-ую зенитно-ракетную. В эту дивизию вошли четыре бригады, каждая из 4-7 дивизионов, по четыре пусковые установки С-125 в каждом дивизионе. Для связи каждого дивизиона требовалось 50 км телефонного кабеля.

Температура внутри кабин достигала 60 градусов, песчаные бури загоняли мельчайший песок повсюду. Оставленный на минуту суп покрывался мухами в несколько слоев. Но люди работали даже в таких условиях.

Однажды ночью, по воспоминаниям Евгения Никифорова, заместителя главного конструктора С-125, ракетные дивизионы выдвинулись на позиции к Суэцкому каналу. Но оказалось, что радар ничего не видит. Выяснилось, что антенный пост в темноте, даже не зажигая фар, поставили вплотную к группе деревьев — пришлось пилами и топорами срочно их убирать.

С 30 июня по 3 августа 1970 года ракетчики С-125 заявили о девяти сбитых и трех повреждённых боевых самолетах Израиля. Израиль признает потерю пяти истребителей F-4 “Фантом”, из них два были сбиты в "дебюте" С-125 30 июня. Еще два “Фантома” и “Мираж” были повреждены.

Более полутысячи комплексов С-125 поставили в 35 стран мира — от Венгрии и Кубы до Вьетнама, Лаоса, Танзании, Финляндии и Мали. Они сражались в Анголе, в Сирии, Ливии, Ливане, Ираке, Югославии, Перу... А во Вьетнам С-125 были поставлены, но не успели принять участие в боях 1972 года.

В сухом климате Ирака зенитные ракеты В-601П (5В27) для С-125 могли без последствий храниться в таре на открытых площадках до 12-15 лет.

Вечером 27 марта 1999 года третий ракетный дивизион 250-ой зенитной ракетной бригады Югославии, которым командовал полковник Золтан Дани, сбил истребитель-бомбардировщик F-117A. Офицер управления Сенад Муминович дал залп из двух ракет В-601Д. Первая ракета накрыла осколками самолет. Вторая не попала в луч станции наведения и управления и самоликвидировалась. Пилот F-117 Дейл Зелко катапультировался и семь часов спустя спасся на вертолете.

А 2 мая тот же дивизион сбил американский истребитель F-16C. На счету С-125М - обе достоверные победы ПВО Югославии в той войне. Всего за время войны 250-ая бригада выпустила 54 ракеты.

Сейчас пусковая установка комплекса С-125М, которая сбила F-117, стоит в Военном музее в Белграде.

С-125 также можно увидеть в парке "Патриот" в открытой экспозиции войск ПВО на Музейной площадке №1.

Все экспонаты парка патриот