Бронетранспортёр ГАЗ-5903 (БТР-80)
Страна производитель | СССР |
Год производства | 1984 |
Уникальность | Серийный |
Эпоха | Послевоенная |
Тип | Бронетранспортер |
Серийность | Создано более 4300 |
Интересные факты | |
1 | Один из самых массовых БТР мира |
2 | Выпускался с 1984 по 2011 год, сейчас ранее выпущенные машины модернизируются в БТР-82АМ |
3 | Угол возвышения пулемета вдвое больше, чем у предыдущих БТРов |
4 | Имеет один двигатель, а не два, как большинство советских БТРов |
5 | Экспортировался в десятки стран мира |
6 | Воевал в Афганистане и Сирии, а также в других локальных конфликтах |
Бронирование | |
Боевая масса | 13,6 т |
Применяемая броня | Катаная стальная, 8-10 мм |
Подвижность | |
Мощность двигателя | Дизельный КамАЗ-7403, 260 л.с. |
Скорость | До 80-90 км/ч по шоссе, до 9-10 км/ч по воде |
Запас хода на одном баке | 600 км |
Вооружение | |
Вооружение №1 | 14,5-мм пулемет КПВТ |
Боекомплект вооружения №1 | 500 патронов |
Вооружение №2 | 7,62-мм пулемет ПКТ |
Боекомплект вооружения №2 | 2000 патронов |
Вооружение № 3 | Гранатомет РПГ-7 |
Боекомплект вооружения №3 | 5 выстрелов |
Дополнительно | |
Экипаж | 2 + 8 десант |
Средства связи | Радиостанция Р-113 |
Описание:
В четвертом павильоне Технического центра центрального парка «Патриот» стоит БТР-80 — последний и лучший бронетранспортер в длинной цепочке советских колесных бронемашин — БТР-152, БТР-60 и БТР-70.
Бронетранспортер нужен для быстрой и безопасной доставки пехоты к месту боя. Уже в Первую мировую войну развитие артиллерии сделало почти невозможным хождение солдат в колоннах у линии фронта. И даже грузовики оказались слишком уязвимы и не могли проехать по полям сражений вне дорог.
Выходом стали бронетранспортеры, или БТР — специальные бронированные машины высокой проходимости. Однако простая, казалось бы, задача защиты пехоты потребовала на практике десятков лет усилий.
Броня защищает десант пехоты внутри БТРа от пуль и небольших осколков. Сам БТР в теории не должен участвовать в бою, его роль — “такси” для пехоты, поэтому защита и огневая мощь БТР гораздо слабее, чем, например, у танка. При этом внутри БТРа нужно разместить гораздо больше людей, чем в танке.
Первые БТРы делали на базе легких танков, гусеничных тягачей и самоходных орудий. Но гусеничное шасси оказалось слишком дорогим.
Затем настала эпоха полугусеничных машин, когда БТРы двигались на колесах и небольших гусеницах одновременно. И только после Второй мировой войны колесное шасси смогли сделать достаточно проходимым и надежным.
Так в СССР появился колесный БТР-152 с открытой крышей и десантом в 8 человек. Гусеничный БТР-50 на базе легкого танка ПТ-76 вмещал уже 20 солдат.
В 50-е годы пехоту надо было защитить уже и от оружия массового поражения, прежде всего ядерного. Кроме того, транспорт для пехоты должен был уметь плавать, иметь башенку с пулеметом и быстро преодолевать бездорожье вслед за танками. Поэтому классические шасси с тремя осями уже не годились.
Новым советским бронетранспортером стал БТР-60, принятый на вооружение 13 ноября 1959 года и выпускающийся с 1960 года.
Его ключевые отличия — сразу восемь колес (из них четыре управляемых) и два бензиновых двигателя ГАЗ-40П, модификации еще довоенного мотора ГАЗ-11.
Почему двигателей два? Один мотор в 90 лошадиных сил — очевидно, слишком слаб для машины весом в 10 тонн. А мощный дизельный двигатель ЯАЗ-206Б оказался слишком тяжел. Поэтому пришлось поставить “спарку” моторов, уже освоенных заводами.
К тому же при таком варианте можно было использовать сцепления, коробки передач и карданные передачи от массовых легковых автомобилей. БТР должен был выпускаться тысячами, и потому стать максимально дешевым. А если один мотор выйдет из строя, БТР мог двигаться на втором со скоростью до 60 км/ч.
Каждый двигатель — со своей трансмиссией. Правый двигатель обеспечивал привод колес первой и третьей оси, левый — второй и четвертой. У всех колес — независимая подвеска.
В корме БТРа — водометный движитель для движения по воде.
БТР-60 получился скоростным — до 80 км/ч по шоссе, и маневренным. В первых версиях БТР-60 перевозил десант в 14 человек, а с получением бронированной крыши - 8.
В начале 70-х годов на базе опытной колесной боевой машины пехоты ГАЗ-50 разрабатывают новый БТР-70, принятый на вооружение 21 августа 1971 года.
Новая машина отличается от БТР-60 более мощными моторами ГАЗ-66 — до 120 лошадиных сил. Десант посадили лицом к бортам, чтобы солдаты могли стрелять через амбразуры, и добавили нижние боковые люки для более безопасной высадки десанта под огнем.
Однако и у БТР-60, и у БТР-70 спарка моторов работает в гораздо более экстремальных условиях, чем на легковых автомобилях, что резко снижает надежность и ресурс ходовой части. Бензиновое топливо увеличивает опасность пожара и уменьшает запас хода.
Война в Афганистане показала, что БТР-60 и БТР-70 крайне трудно использовать на крутых подъемах, горных перевалах и по бездорожью.
Бронебойные 7,62-мм пули пробивали бортовую броню машин, а пули калибра 12,7-14,5 мм — даже лобовую. Кумулятивная граната РПГ-7 пробивала корпус навылет, а гранаты безоткатных орудий вообще проламывали защиту.
Ходовая часть БТРов тоже оказалась уязвимой к попаданиям пуль.
Поэтому 9 сентября 1982 года принимают на вооружение БТР-80, на котором устранили недостатки предшественников. Серийное производство новинки начинается в 1984 году.
Новый дизельный двигатель КамАЗ-7403 гораздо мощнее прежних бензиновых — до 260 лошадиных сил. Поэтому БТР-80 разгоняется по шоссе до 80-90 км/ч. На плаву по глубокой воде скорость достигает 9,7 км/ч.
Дизель экономичнее, что позволило увеличить запас хода. Мотор со сцеплением и коробкой передач собран в единый силовой блок.
Корпус БТР-80 увеличили в длину, ширину и высоту на 100-115 мм. Лобовая броня из катаных стальных листов защищает даже от пуль калибра 12,7 мм (тогда как на БТР-60 — лишь от пуль обычного калибра, 7,62 мм).
Крупнокалиберный 14,5-мм пулемет КПВТ в конической башенке у БТР-80 может вести огонь с углом возвышения ствола до 60 градусов (против 30 градусов у БТР-70). Такое новшество внедрили по опыту боев в Афганистане, где БТРы предыдущих поколений часто не могли обстреливать цели на склонах гор.
С крупнокалиберным пулеметом спарен пулемет ПКТ обычного калибра 7,62 мм. Боезапас — 500 патронов в лентах для крупнокалиберного пулемета и 2000 — для ПКТ.
Шесть гранатометов на башне ставят дымовую завесу специальными гранатами 3Д6.
Для десантников БТР-80 вместо двух смотровых приборов на БТР-70 поставили шесть.
Бойницы развернули по ходу движения. Благодаря повышенному давлению воздуха внутри корпуса десант может стрелять из машины через амбразуры даже при заражении местности радиоактивными веществами.
Если цели расположены высоко, по ним можно стрелять из двух амбразур в бронелюках крыши.
Теперь десант может выходить из БТРа не только через люки, но и через большие двустворчатые двери на обоих бортах.
Специальные пулестойкие шины сверхнизкого давления с толстыми стенками даже при многократном простреле пулями позволяют машине проехать еще несколько сотен километров.
БТР-80 может двигаться даже после вывода из строя одного или двух колес.
Например, в Афганистане после подрыва на противотанковой мине у машины полностью разрушило резину шины, повредило редуктор, подвеску колеса и даже полку над колесом. Но БТР-80 смог уехать с места подрыва и пройти 10 км, а экипаж внутри машины получил лишь легкие и средние контузии. Уже спустя сутки машину смогли отремонтировать.
Также в Афганистане некоторым БТРам добавляют сплошные стальные экраны, усиливая защиту против бронебойных пуль.
После завершения войны в Афганистане БТР-80 принимают участие во множестве локальных войн, а также экспортируются от Вьетнама до Финляндии.
На базе БТР-80 создают огромное семейство машин — командно-штабные, управления артиллерий, огневой поддержки “Нона-СВК” со 120-мм орудием, медицинские, для ремонта и эвакуации, станцию спутниковой связи, химической разведки.
Новым этапом развития БТР-80 стал БТР-80А с 30-мм пушкой в необитаемой башне.
На смену БТР-80 должен был прийти БТР-90 с усиленной броней, большой башней от БМП-2, 30-мм пушкой и двигателем в полтысячи “лошадей”. Но новая машина получилась слишком большой и тяжелой — более двадцати тонн, к тому же дорогой. Поэтому, несмотря на многолетние испытания и принятие на вооружение в 2008 году, БТР-90 так и не пошел в серийное производство.
А наследником БТР-80 стала модификация БТР-80А, где резко повысили огневую мощь. В новую необитаемую башню поставили 30-мм пушку 2А42 от БМП-2 — гораздо мощнее прежнего пулемета. Угол возвышения пушки достигает 70 градусов. Для внутренних войск в производство запустили БТР-80С — с той же башней, но 14,5-мм пулеметом КПВТ вместо пушки.
Новейшая модификация заслуженного ветерана — БТР-82, с 30-мм пушкой 2А72 в необитаемой башне, всесуточным (и дневным, и ночным) прицелом ТКН-4ГА, более мощным двигателем в 300 лошадиных сил и усиленной противоосколочной защитой.
Причем уже выпущенные БТР-80 тоже можно переделать в БТР-82АМ. В итоге с минимальными затратами денег и сил можно из устаревших машин получить сотни новых.
Так БТР-80 даже в двадцать первом веке, десятки лет спустя после принятия на вооружение, остается на службе и воюет до сих пор.