Бронеавтомобиль Остин-Путиловец
Страна производитель | РСФСР |
Год производства | 1919 |
Уникальность | Редкий |
Эпоха | Первая мировая война |
Тип | Бронеавтомобиль |
Серийность | 34 колесных и 12 полугусеничных Остин-Кегресс |
Основные характеристики | |
Вес | 4,6 тонны |
Экипаж | 5 человек |
Интересные факты | |
1 | Наиболее массовый тип бронеавтомобиля в гражданской войне в России |
2 | Состоял на вооружении Красной армии до 1931 года |
3 | Благодаря второму рулю в корме мог идти в бой задним ходом |
4 | Мог вести знитный огонь при наличии специальных станков для пулеметов |
5 | Единственный сохранившийся до наших дней экземпляр был сбережен как "ленинский броневик" (хотя выступать с выпущенной в 1919 году машины Ленин в 1917 не мог) |
Огневая мощь | |
Вооружение №1 | Два 7,62-мм пулемета "Максим" |
Боекомплект вооружения №1 | 10 000 патронов |
Подвижность | |
Максимальная скорость | 55 км/ч |
Мощность двигателя | 50 л.с. |
Запас хода на одном баке | 200 км |
Бронирование | |
Применяемая броня | Катаная гомогенная |
Корпус вертикальная броня | 7,5 мм |
Корпус горизонтальная броня | 4 мм |
Описание:
Один из лучших по конструкции броневиков периода Первой мировой войны. Основа броневых сил Красной и белых армий в гражданской войне. Принимал участие в важнейших операциях 1919-1920 года — от обороны Петрограда до боев в Северной Таврии. Состоял на вооружении вплоть до 1931 года. Один из немногих бронеавтомобилей Первой мировой войны, сохранившихся до наших дней.
“Остин-Путиловец” — это плод боевого союза двух стран в Первой мировой войне: бронеавтомобиль британской фирмы “Остин”, спроектированный на Путиловском заводе в Петрограде (сейчас Санкт-Петербург), и венец эволюции бронеавтомобиля.
Стоит уточнить, что автомобили до Первой мировой обычно имели двигатели мощностью в десять-двадцать, максимум тридцать-сорок лошадиных сил — даже пятитонные грузовики.
Для сравнения — на современные бронеавтомобили ставят двигатели мощностью до 450 “лошадей”.
Отсюда и разница в боевых возможностях.
И выпуск за несколько лет полутора тысяч машин считался вполне нормальным, если мы говорим не о конвейерах Генри Форда в США, а о заводах Европы.
То есть автомобили к началу Первой мировой войны, несмотря на регулярные испытания в различных армиях, все еще считались дорогой и потому редкой новинкой.
Так, русская армия еще до мобилизации техники имела один из крупнейших автопарков в мире: 711 автомашин и 101 мотоцикл. Единственный в России автомобильный завод “Руссо-Балт” в 1913 году выпустил всего 127 машин.
Но потребности мировой войны оказались куда выше запланированных, особенно в новой технике.
Британские и бельгийские броневики уже успели отлично показать себя при первых боях августа 1914 года в Бельгии.
Поэтому логичным стала закупка автомобилей за границей, у союзников.
И уже 29 сентября 1914 года Россия в лице полковника Секретева заключила с английской фирмой “Остин” контракт на поставку 48 бронеавтомобилей. Благодаря большому опыту фирмы в производстве автомилей уже к концу октября заказ был готов. А первые машины сделали еще раньше — к середине октября. Все потому, что броневики делали не полностью с нуля, а использовали готовые шасси, отработанные в производстве.
На легковой автомобиль с самым мощным мотором в 30 “лошадей” и базой в 3,5 метра поставили листы брони толщиной 3-4 мм и по пулемёту “Максим” в двух башнях, плюс 40 коробок пулеметных лент — 10 000 патронов. Две башни — чтобы вести огонь одновременно в разные стороны, поражая пехоту противника. Для езды по бездорожью взяли массивные деревянные колёса “артиллерийского образца” и добавили специальные вездеходные шины в виде резиновых лент.
Уже первые бои “Остинов” показали, что толщина их брони недостаточна, поэтому Ижорский завод в Петрограде выпустил на замену листы брони в 6-7 мм. Естественно, масса броневиков выросла с 2,7 до почти 4 тонн.
Русские офицеры замечали недостатки броневиков и вносили свои предложения. По замечаниям из России в Британии удлинили рамы “Остинов”, увеличили шины, усилили броню до 7 мм и поставили более мощный двигатель в 50 “лошадей”.
Свои условия диктовала и особая тактика броневиков. Поскольку на поле боя тяжелым машинам трудно было развернуться, им в корму добавили второй руль с тросом, идущим к переднему рулевому колесу. Теперь “Остины” могли ехать в бой задним ходом, а уезжать передним — гораздо быстрее.
Впервые в мире на боевые машины установили пуленепробиваемые стекла из закаленного стекла с прокладками из целлулоида.
Поскольку везти готовые машины из Англии было весьма долго, логичным ходом стало налаживание выпуска броневиков в России. Шасси должны были поставить из Англии, броню — с Ижорского завода в Петрограде, а собрать — на Путиловском заводе.
К сентябрю 1916 года Путиловский завод уже разработал чертежи. К середине января 1917 года должны были быть готовы первые десять отечественных “Остинов”. И далее выпуск по десять машин в месяц, общим счетом 60 пулемётных броневиков. Из них две трети — повышенной проходимости полугусеничные машины на шасси механика Кегресса, русского француза (подданного Франции, много лет жившего в России). Однако все эти радужные планы похоронила Февральская революция. Без шасси нет и броневиков, а шасси к февралю 1917 года успело приехать из Англии лишь 20 штук.
Только к марту 1918 года было забронировано, но не готово, два шасси, и еще три шасси готово наполовину. По сути, целый год был потерян из-за социальных катаклизмов.
К маю 1919 года Ижорский завод все еще имел заказ на бронирование 41 “Остина”, а брони в наличии хватало всего лишь на 15-20 автомобилей.
Несмотря на печальную ситуацию с серийным выпуском, конструкция “русских Остинов” использовала весь накопленный к 1917 году боевой опыт.
Пулеметные башенки поставили по диагонали — правую чуть впереди, что увеличило углы обстрела. Крышу броневика сделали двускатной, чтобы стреляные пулеметные гильзы падали вниз и не могли случайно заклинить башню. Пулеметы могли стрелять и по самолетам, имея угол возвышения до 80 градусов. Оба водителя — переднего и заднего рулевого поста — получили улучшенный обзор. Поскольку вражеские пули и осколки, даже не пробивая броню, могли вызвать отколы с ее тыльной стороны, корпуса “Остинов” изнутри обили тонким войлоком, что позже назовут подбоем. Толщина брони доходила до 7,5 мм — несерьезно по нынешним временам, но весьма немало с учетом мощности двигателя всего в 50 лошадиных сил.
Полностью заправленный и оснащенный “Остин” весил 4,6 тонны и мог разогнаться до скорости в 55 км/ч. Экипаж броневика вырос до пяти человек: командир, два водителя и два пулеметчика.
В июне 1919 года из-за нехватки топлива на Ижорском заводе заказ на бронирование 41 “Остина” даже хотели передать на Сормовский завод в Нижнем Новгороде.
К сентябрю 1919 года Ижорский завод после невероятных перипетий гражданской войны все же выпустил 29 броневиков. Еще пять машин доделали из запаса 1917 года. Плюс пять полугусеничных броневиков “Остин-Кегресс” — еще семь доделали в 1920 году, не считая установки гусениц на один “Остин” английской бронировки.
Русские “Остины” опоздали на мировую войну, но, возможно, стали лучшими броневиками гражданской войны в России.
На 1 марта 1919 года “Остины” составляют примерно треть всех бронемашин Красной армии (110 машин из 369, включая небоеспособные). У белых армий Юга России летом того же года “Остины“ составили половину парка — 18 из 37.
Три полугусеничных броневика осенью 1919 года помогают отразить наступление Юденича на Петроград.
Летом и осенью 1920 года “Остины” почти непрерывно участвуют в боях у Крыма в Северной Таврии.
Среди бурь гражданской войны “Остины” переходят из рук в руки по несколько раз, меняют оружие и шасси. Так, в армии Врангеля несколько броневиков получают 37-мм пушку Гочкиса с амбразурой в лобовом листе.
Всего один броневик мог сорвать атаку противника, захватить сотни пленных или артиллерийскую батарею. Звучит невероятно, но стоит учесть крохотную плотность войск в обстановке гражданской войны, а также изношенность оружия и недостаток боеприпасов. Внезапную атаку подвижной и бронированной машины часто просто нечем и некому было отражать.
К концу 1921 года у победившей Красной армии осталось, с учётом трофеев, примерно 109 “Остинов” всех версий.
Только в конце двадцатых годов заслуженные ветераны начали уступать место новым бронемашинам.
На 1 марта 1931 года в Красной армии все еще состояли на вооружении 78 колесных “Остинов” и четыре полугусеничных машины.
Один из русских “Остинов” вошел в историю самым необычным образом.
Когда в апреле 1917 года Ленин вернулся в Россию после многих лет эмиграции, он обратился к собравшимся на Финляндском вокзале Петрограда с речью, используя броневик местного гарнизона в роли импровизированной трибуны.
После смерти Ленина в 1924 году броневик “Остин” с именем “Спартак” хотели разыскать, чтобы изготовить памятник, но следы его уже затерялись.
И только в 1939 году нашли подходящий броневик. Машину тщательно отремонтировали и в 1940 году поставили на постамент у музея Ленина в Ленинграде. Броневик успешно пережил блокаду во время Великой Отечественной войны.
Затем машину еще несколько раз реставрировали и перемещали с места на место, пока в 1992 году ее не "приютил" Музей артиллерии.
Но по характерным башням, стоящим диагонально, а не рядом, как на английских машинах, историки установили, что это броневик типа “русский Остин”. По документам, он был выпущен в июне 1919 года, то есть более чем два года спустя после речи Ленина. Таким образом, Ленин никак не мог выступать именно с этой машины.
С другой стороны, броневику с личным именем “Враг капитала” несказанно повезло. Это одна из первых машин “русской бронировки” выпуска Ижорского завода. Она сражалась с поляками в 1920 году, а после избежала отправки на переплавку.
Если бы не слава “ленинского броневика”, сейчас у нас не было бы подлинной боевой машины более чем вековой давности. Образцы настолько древней военной техники в мире можно пересчитать по пальцам одной руки.
А полугусеничные “Остин-Кегрессы” обрели бессмертие на экране: именно они в фильме “Разгром Юденича” стали первенцами бронетехники, выпущенной в Советской России (хотя в этом кино британским “ромбам” противостояли скорее всего качественные макеты, а не реальная техника).
Именно “ленинский” броневик в 1967 году, к юбилею революции, послужил основой для изготовления полноразмерной копии броневика по заказу музея бронетехники в Кубинке. Сейчас он находится в экспозиции, посвященной войскам РХБЗ на Музейной площадке №1 в парке “Патриот”. Хоть это и не настоящий “Остин-Путиловец”, но максимально близкая к нему копия, сделанная более полувека назад, то есть сама по себе исторически ценная.