Бронеавтомобиль БА-3М
Страна производитель | СССР, конструкторское бюро Ижорского завода |
Год производства | 1934г. - 1954г. |
Уникальность | Единственный сохранившийся экземпляр |
Эпоха | Довоенная |
Тип | Бронеавтомобиль |
Серийность | Серийный (произведено 221 единиц) |
Интересные факты | |
Особенность конструкции | Для увеличения проходимости были разработаны вездеходные гусеницы, которые надевались на задние скаты БА-3. |
Боевое повреждение | Отсутствие повреждений позволяет предполагать, что машина практически не эксплуатировалась, за исключением полигонных испытаний. |
Подвижность | |
Двигатель | карбюраторный ГАЗ-А |
Мощность двигателя | 29 кВт (40 л.с.) |
Максимальная скорость | 50 км/час |
Запас хода по шоссе | 197 км |
Вооружение | |
Орудие | 45-мм пушка 20К, образца 1932 года / 60 выстрелов |
Дополнительное вооружение | 2х7,62 мм пулемета ДТ-29 / 3276 патронов |
Скорострельность | До 7 выстрелов/мин |
Прицел | Телескопический ТОП |
Бронирование | |
Лоб корпуса | 8/17 мм/град |
Борт корпуса | 8/30 мм/град |
Корма корпуса | 8/65—90 мм/град |
Днище | 5/12 мм/град |
Дополнительно | |
Экипаж | 4 человека |
Средства связи | не устанавливались |
Боевая масса | 5,82 т |
Описание:
Бронеавтомобиль БА-3М является модернизацией бронеавтомобиля БА-3, проведенной летом 1938 года на броневой ремонтной базе №6 в городе Брянске.
Главной особенностью бронеавтомобиля БА-3М является замена шасси иностранного грузового автомобиля «Форд-Тимкен» на шасси отечественного грузовика, которое не имело недостатка в запасных частях и отличалось лучшей ремонтопригодностью.
Корпуса БА-3 устанавливались на шасси ГАЗ-ААА 1937 года выпуска с рамой, укороченной в задней части на 300мм. В результате замены шасси модернизированный бронеавтомобиль БА-3М получил уширенную колею, что повысило устойчивость машины.
Колесная формула машины – 6х4, трехосная с управляемыми передними колесами. Помимо шасси и двигателя от ГАЗ-ААА бронеавтомобиль БА-3М получил пулестойкие шины «ГК» (губчатая камера) из специальной пористой резины вместо пневматических шин. Для движения по снегу и слабым грунтам на колеса второй и третьей ведущих осей надевались гусеницы «оверолл». По бортам корпуса на вращающихся втулках крепились дополнительные колеса, которые повышали проходимость при движении по пересеченной местности.
В отделении управления монтировался дополнительный топливный бак емкостью 18 л, что увеличило запас хода. Вес модернизированного образца уменьшился на 398 кг; скорость возросла до 58,3 км/ч; запас хода увеличился до 280 км.
Корпус с пулестойкой броней аналогичен корпусу БА-3. Основным вооружением осталась 45-мм пушка образца 32 года. Пушку дополняли два 7,2-мм пулемета ДТ. Один пулемет был спарен с пушкой, второй устанавливался в лобовой части корпуса справа. При стрельбе использовался телескопический прицел ТОП. Экипаж БА состоял из четырех человек.
Мероприятия по модернизации БА-3 дали существенные технические и экономические результаты и продлили жизнь бронеавтомобиля. После заводских испытаний и устранения выявленных недоработок машину, переименованную в БА-3М, передали на полигон НИБТ в Кубинке, где с ноября 1938 по январь 1939 года она прошла всесторонние испытания.
Первые БА-3М поступили в войска в октябре 1939 года. К лету 40-го года, за год до начала Великой Отечественной войны, модернизация всего парка бронемашин БА-3 была завершена.
Большинство бронеавтомобилей БА-3М были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной войны. До 1942 года на советско-германском фронте не осталось, практически, ни одного бронеавтомобиля БА-3.
В исторической экспозиции Парка «Патриот» представлен единственный, доживший до наших дней, бронеавтомобиль БА-3М, проходивший испытания на НИБТ полигоне в Кубинке.