Бронеавтомобиль (БА) - 21
Страна производитель | СССР |
Год производства | 1938 |
Уникальность | единственный экземпляр |
Эпоха | довоенная |
Тип | Легкий бронеавтомобиль |
Серийность | опытный образец (серия отменена) |
Боевая масса, т | 3,24 |
Длина, м | 4226 |
Ширина, м | 1778 |
Высота, м | 2263 |
Клиренс, мм | 195 |
Применяемая броня | Катаная гомогенная |
Корпус лобовая броня, мм | 11 |
Корпус бортовая броня | 10 |
Корпус кормовая броня | 10 |
Корпус крыша | 6 |
Корпус днище | 4 |
Башня | 9-11 |
Подвижность | 30,5 км/ч средняя по проселку |
Запас хода | 341 км по проселку, 407 км по шоссе |
Скорость по шоссе | 52,5 км/максимальная |
Емкость баков, л | 100 |
Мощность двигателя | Карбюраторный четырехтактный четырехцилиндровый ГАЗ-М-1, 50 л. с. |
Вооружение № 1 | Два 7,62-мм пулемета ДТ (Дегтярев танковый) |
Боекомплект вооружения №1 | 1890 патронов в 30 дисках по 63 патрона |
Экипаж | 3 человека |
Средства связи | Радиостанция 71-ТК-1 |
Интересные факты 1 | Благодаря трехосному шасси отличался повышенной проходимостью по бездорожью, но меньшей скоростью по шоссе из-за большого веса |
Интересные факты 2 | Отличался усиленной огневой мощью (два пулемета против одного) и бронезащитой по сравнению с предшественниками, но и повышенным весом |
Интересные факты 3 | Выпущен только один опытный экземпляр, т. к. серийное производство автомобиля ГАЗ-21, шасси для БА-21, было отменено |
Интересные факты 4 | Осенью 1941 года перевезен из Кубинки в Казань |
Интересные факты 5 | В 2022 году участвовал в динамическом показе бронетехники |
Интересные факты 6 | Единственный в мире экземпляр находится в парке «Патриот» |
Описание:
Бронеавтомобиль на базе трехосного автомобиля ГАЗ-21. Выпущен Выксунским заводом ДРО. Благодаря трехосному шасси проходимость по бездорожью выше, чем у предшественников, но из-за увеличения веса ниже скорость по шоссе. По сравнению с предшественниками повышена огневая мощь - два пулемета ДТ вместо одного, а также бронезащита - до 11 мм. Остался опытным из-за отказа от серийного выпуска ГАЗ-21. Единственный в мире экземпляр находится в павильоне № 4 Технического Центра (Танкового музея) Центрального парка «Патриот».
В лаборатории по ремонту техники Центрального парка «Патриот» БА-21 был восстановлен до ходового состояния. В 2022 году в День танкиста перед зрителями впервые в рамках динамического показа проехал уникальный бронеавтомобиль БА-21.
БА-21 был создан как развитие БА-20, популярного легкого броневика Красной армии второй половины тридцатых годов прошлого века. Выпущен БА-21 в городе Выкса, основной “кузнице” легких бронеавтомобилей Советского Союза. Главное отличие БА-21 от предшественников - попытка придать бронированной машине повышенную проходимость.
Броневики обычно остаются в тени известных танков, но не менее интересны по конструкции.
Первые отечественные бронеавтомобили делали во время Первой мировой войны на базе зарубежных грузовиков - «Фиат», «Остин», «Гарфорд», «Уайт» и других.
После битв гражданской войны эти броневики устарели и были сильно изношены. Красной армии стали нужны новые машины.
1 ноября 1924 года на заводе АМО (Автомобильное московское общество) в Москве собрали первый советский грузовик - АМО-Ф-15 на основе итальянской машины «Фиат 15». Именно АМО-Ф-15 грузоподъемностью в полторы тонны стал базой для первого советского броневика - БА-27, собранного в марте 1928 года.
С тех пор все бронеавтомобили СССР делали на базе серийных гражданских машин. Специальное шасси было бы слишком дорогим и сложным для молодой советской промышленности. Кроме того, наличие в армии запасных частей для стандартных автомобилей облегчало эксплуатацию броневиков.
В январе 1932 года при помощи компании «Форд» в Нижнем Новгороде запускают крупнейший для тех лет автомобильный завод в СССР - будущий ГАЗ.
На базе массового, доступного, а главное - надежного автомобиля «Форд-А» планируют производство легких броневиков ФАИ - в дополнение к средним БА-27. Шасси легкового авто используют без всяких переделок, только снимают кузов машины и заднее сиденье, добавляя бронекорпус и башню с пулеметом ДТ - Дегтярев танковый.
Еще до начала работы завода ГАЗ конструкторское бюро Ижорского завода разрабатывает проект броневика ФАИ-2 на шасси трехосного Форда-А. Но выпуск машин с повышенной проходимостью так и не удается наладить, поэтому программу ФАИ-2 закрывают.
А ФАИ производят на заводе дробильно-размольного оборудования (ДРО) в городе Выкса, Горьковской области - поскольку остальные заводы уже загружены выпуском танков.
Однако шасси пусть даже отличного легкового автомобиля, отягощенное броней, показывает ничтожную проходимость при движении даже по мягкому грунту. Броневик ФАИ с трудом берет даже самый незначительный подъем и не может двигаться по глубоким колеям дороги - там, где свободно проезжает исходный грузовик.
Поэтому приходится начать разработку новой машины. Но другого подходящего шасси для легкого броневика в Советском Союзе попросту нет.
И только в феврале 1936 года на ГАЗе запускают в серию новый автомобиль ГАЗ М-1 (Молотов-1), созданный на основе американского «Форд-40» - с более мощным двигателем, новой коробкой перемены передач и усиленной рамой.
По уже отработанной схеме новый броневик БА-20 проектируют в конструкторском бюро Ижорского завода, а выпускают на Выксунском. БА-20 крупнее и тяжелее ФАИ, но благодаря мощному двигателю разгоняется по шоссе до скорости свыше 95 км/ч. Однако проходимость вне шоссе почти не отличается от ФАИ.
Осенью 1938 года на модернизированном броневике БА-20М усиливают ранее перегруженную переднюю ось и рессоры заднего моста. Тем не менее, и нагрузка из-за роста толщины лобовой брони с 6 до 9 мм тоже увеличивается.
Выходом могло бы стать шасси с полным приводом, но их серийный выпуск в СССР еще не освоен.
Единственным вариантом становится шасси с колесной формулой 6x4 - то есть шесть колес, из них четыре задних - ведущие. Вес, который передается на ведущие оси, возрастает, среднее давление машины на грунт уменьшается, поэтому растет проходимость.
Поэтому в 1936 году молодой инженер Технического отдела ГАЗа Виталий Грачев проектирует на базе новейшей легковой М-1 трехоску ГАЗ-21 - будущее шасси для БА-21.
Уже 15 июля 1937 года Экспериментальный цех №2 ГАЗа выкатывает два первых ГАЗ-21 - в виде пикапа и шасси для броневика. Раму, колеса, двигатель, радиатор и управление пикапа берут от легковой М-1, кабину и четырехступенчатую коробку передач - от грузовика ГАЗ-АА.
Испытания на холмистом правобережье Волги показали, что новая машина может преодолеть даже самые сложные участки, но элементы ее рамы и подвески постоянно выходят из строя. Легковое шасси даже без бронекорпуса не выдержало ни веса третьего моста, ни повышенных нагрузок. Поэтому ГАЗ-21 так и остался опытным. Однако именно на его основе создают БА-21.
Потребность в новом броневике была столь велика, что разработка бронированной машины идет параллельно с обычным вариантом. Броневик должен быть готов к испытаниям уже в ноябре 1936 года. Однако сборка БА-21 начинается лишь в конце 1937 года - и машина не готова даже 10 января 1938 года. И лишь 9 февраля БА-21 окончательно принят на испытания.
Внешне БА-21 похож на «ближайшего родственника» - БА-20М, но благодаря трехосному шасси больше. Броня - сварная, из катаных листов толщиной 4, 6, 9, 10 и 11 мм. Двигатель - бензиновый четырехтактный ГАЗ-М-1 мощностью 50 л. с. Экипаж - три человека. Обзор из броневика обеспечивают четыре лючка и смотровые щели, связь - радиостанция 71-ТК-1 со штыревой антенной. В новой антенне учли опыт боев в Испании - где радиофицированные танки с антенной в виде поручня (а не штыря) вокруг башни сразу привлекали огонь противника.
БА-21 вооружен двумя пулеметами ДТ (Дегтярев танковый) калибра 7,62 мм - один в башне, второй справа в лобовом листе корпуса. Боезапас - 1890 патронов в 30 дисках. У БА-20 был лишь один пулемет и 1386 патронов. То есть огневая мощь новой машины значительно возросла.
В феврале 1938 года БА-21 выходит на испытания. Хотя БА-21 более чем на полтонны тяжелее БА-20М (2,9 тонны против 2,3, боевой вес БА-21 - 3,2 тонны), проходимость нового броневика по плохим грунтовым дорогам, косогорам и спускам выше - благодаря трем осям. Однако скорость на шоссе у тяжелой машины оказалась мала - всего 52,5 км/ч против 90 км/ч у предшественника. Запаса топлива в 100 л хватало, чтобы проехать 341 км по проселку или 407 км по шоссе.
При отказе от серийного выпуска ГАЗ-21 судьба БА-21 оказалась предрешена - без шасси нет и броневика. БА-21 так и остался в единственном экземпляре.
7 августа 1938 года Комитет обороны СССР постановляет - уже к 1 декабря того же года Наркомат машиностроения должен передать на испытания новый легкий бронеавтомобиль на трехосном шасси автозавода имени Молотова.
Требования к новой машине:
а) броня защищает от простой (то есть не бронебойной) пули калибра 7,62 мм на всех дистанциях;
б) мотор — 6‑цилиндровый, мощностью 75 л. с.;
в) вооружение — 2 легких (то есть не крупнокалиберных) пулемета - а не один, как у БА-20;
г) скорость — 70 км/ч.;
д) запас хода по горючему — 300 км;
е) боевой вес — 3‑3,5 тонн вместо 2,3 тонн у БА-20.
Стоит отметить, что в те же годы легкий танк Т-26 при весе свыше 10 тонн имел сопоставимый по мощности двигатель - 95 «лошадей».
Но требуемую замену БА-20 и БА-21 до начала войны подготовить не успели.
До сентября 1941 года БА-21 находился на бронетанковом полигоне в Кубинке. А с приближением линии фронта редкую технику отправили в Казань. После победы уникальный броневик вернулся обратно в Кубинку.
Сейчас подлинную бронемашину 30-х годов, единственную в мире, после реставрации можно увидеть только в Центральном парке «Патриот».