Бронеавтомобиль AEC MK II
Боевая масса,т | 12,7 |
Двигатель: | дизель АЕС-А-197 |
мощность, л.с. | 158 |
Максимальную скорость, км/час | до 65 |
Экипаж, чел. | 4 |
Бронирование: | |
лоб корпуса, мм | 57 |
борт корпуса, мм | 16 |
крыша корпуса, мм | 32 |
башня, мм | 60-65 |
Вооружение: | |
пушка OQF Mk.III калибра, мм | 57 |
спаренный пулемёт BESA калибра, мм | 7,92 |
Описание:
AEC (англ. AEC Armoured Car) — серия британских тяжёлых бронеавтомобилей периода Второй мировой войны. Выпускались фирмой Associated Equipment Company (AEC) в 1941 году на доработанной базе собственного артиллерийского тягача «Матадор».
Испытания опытного образца тяжелого бронеавтомобиля AEC Armored Car были проведены в 1940 году. После устранения выявленных в ходе испытаний недостатков конструкции бронемашина была готова к принятию на вооружение.
Дебют новой боевой машины на публике пришелся на 1941 год, когда она была продемонстрирована британским чиновникам в рамках парада конной гвардии в Лондоне. На этом параде присутствовал и премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль, который обратил внимание на новый еще незнакомый ему образец бронетехники и оценил его по достоинству. В результате уже в июне 1941 года компания АЕС получила первый заказ на серийное производство нового бронеавтомобиля собственной конструкции.
С 1941 по 1943 год было выпущено 629 бронеавтомобилей различных модификаций, активно использовавшихся британскими войсками и войсками стран Содружества во Второй мировой войне.
AEC стал очередным тяжелым колесным бронеавтомобилем британской армии, который был создан и активно использовался в годы Второй мировой войны. От других боевых машин AEC отличался тем, что разрабатывался в инициативном порядке инженерами одноименной автомобильной компании в условиях, когда британская армия уже готовилась принять на вооружение другие достаточно мощные пушечные бронеавтомобили компаний Humber и Daimler. Несмотря на это, разработка компании Associated Equipment Company (AEC) смогла составить им достойную конкуренции, оставаясь на вооружении британской армии до конца 1950-х годов, когда на смену бронемашинам периода Второй мировой войны пришел новый колесный бронеавтомобиль «Саладин».
В боевых условиях бронеавтомобили АЕС использовались с конца 1942 года, дебютировав на североафриканском театре боевых действий.Опыт использования британских бронеавтомобилей AEC Mk.I в боях в Африке показал, что маломощной 40-мм пушки явно не хватает для борьбы с немецкими танками Pz.III и Pz.IV. Инженеры фирмы AEC предложили новый вариант своего бронеавтомобиля, с усиленным вооружением и более мощным мотором. Новая колёсная боевая машина несёт хорошо зарекомендовавшую себя британскую шестифунтовую пушку калибра 57-мм, экипаж вырос до четырёх человек, а скорость этого истребителя танков теперь достигает 65 км/ч.
Летом 1943 года они использовались во время высадки союзников на Сицилии, а затем и в боях в Италии. Тогда в бой пошли уже новые модификации Mk II и Mk III. При этом в британских частях бронеавтомобили Humber, которые должны были поддерживать бронемашины АЕС, вытеснялись более современными американскими бронеавтомобилями «Staghound», но комплектование подразделений и тактика применения АЕС остались без изменений.
Несмотря на приличный вес и большие размеры, в войсках данный бронеавтомобиль любили за очень мощное для данного класса боевой техники бронирование и хорошее вооружение, что в ряде случаев позволяло использовать их вместо танков.
После войны AEC также поставлялись в другие страны, в частности в Ливан, на вооружении которого они состояли по меньшей мере до 1976 года.