Top.Mail.Ru
Подписывайтесь на наш Telegram! Это самый оперативный источник информации о Парке.

Стал ли «Королевский тигр» полноценной заменой «Тигру»?

09.02.2018
Стал ли «Королевский тигр» полноценной заменой «Тигру»?

История появления самого тяжелого из серийных немецких танков началась, как не странно, с пушки. В конце мая 1941 года был поднят вопрос о том, что в тяжелый танк необходимо поставить орудие с баллистикой 88-мм зенитной пушки Flak 41. В башню VK 45.01 она не помещалась. Так появилась идея сделать новую башню, которую предполагалось ставить на все тот же VK 45.01. Именно поэтому диаметр погона у «Тигра» и его будущей замены одинаковый.

В процессе проектирования стали появляться все новые требования. Постепенно их количество набралось до критической массы, после преодоления которой стало ясно – необходим новый танк, а не башня к «Тигру». Так появился проект тяжелого танка VK 45.02(H), или Tiger II. В него также постепенно вносились различные изменения. Больше того, Генрих Книпкамп, отвечавший за перспективные разработки, неоднократно пытался унифицировать новый тяжелый танк и разрабатывавшийся тогда же средний танк VK 30.02(M), он же «Пантера». Больше того, существовал проект VK 45.03, или Tiger III, который по ряду узлов и агрегатов оказался унифицирован с перспективным средним танком Panther II. Попытки унификации вышли боком: в результате разработка танка затянулась, законченные очертания машина, переименованная снова в VK 45.02 (H), стала обретать к началу июня 1943 года. Тогда же появилось и его официальное обозначение – Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B.

Танк получился большим по всем параметрам. Боевая масса машина достигала почти 69 тонн, а его высота превышала 3 метра. В качестве вооружения использовалась 88-мм пушка KwK 43 с длиной ствола 71 калибр. Лобовая часть корпуса имела толщину 150 мм, кроме того, листы располагались под рациональными углами наклона. Правда, первые 50 танков, включая 47 серийных, получили башни по типу тех, что предполагалось ставить на тяжелых танках Typ 180 разработки Porsche K.W. По этой причине их ошибочно называют «башни Порше», хотя все башни спроектированы на Krupp. Башня основной серии была более технологичной, а толщина ее лобовой части составляла 180 мм.

У этого колосса, впрочем, были глиняные ноги. Мотор на нем стоял тот же, что и на «Тигре», другое дело, что тот весил на 12 тонн меньше. В результате удельная мощность составляла чуть больше 10 лошадиных сил на тонну. Коробка, с небольшими изменениями, также перекочевала с «Тигра». Несмотря на то, что официально максимальная скорость указывалась в 35 км/ч, подвижность у нового тяжелого танка оказалась невысокой. Кроме того, излишняя нагрузка явно не улучшила надежность. С ней у этого танка, особенно у ранних машин, дела обстояли неважно.

Первые серийные Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B стали сходить с конвейера завода «Хеншель» в январе 1944 года. Не лучшая ситуация с надежностью привела к тому, что боевой дебют состоялся через полгода. Первое же боевое применение в июле 1944 года закончилось неудачей. Англичане смогли подбить несколько машин. Через месяц состоялся дебют на советско-германском фронте. Первыми машины данного типа там применил 501-й тяжелый танковый батальон. В его числе была и машина с серийным номером шасси 280080, которая находится в музейной экспозиции.

Случился боевой дебют 13 августа 1944 года в ходе Львовско-Сандомирской операции. Немцы явно рассчитывали, что новые машины, благодаря мощной броне и орудиям, будут вести себя так же безнаказанно, как год назад это делали «Тигры». Они явно просчитались: советская танковая промышленность не стояла на месте, так что такого качественного перевеса, как летом 1943 года, не было и в помине. Оппонентами немецких тяжелых танков стали ИС-2 из состава 71-го гвардейского тяжелого танкового полка. Экипаж под командованием старшего лейтенанта Удалова в одном бою уничтожил 3 немецких тяжелых танка. Экипаж лейтенанта Клименкова поразил еще 2 машины, а 1 танк записал на себя экипаж ИС-2 гвардии лейтенанта Белякова. 3 немецких тяжелых танка стали жертвами засады, устроенной танкистами 53-й гвардейской танковой бригады. Спрятанный в стоге сена Т-34-85 под командованием младшего лейтенанта Оськина смог подбить вражеские машины в борт, после чего их добили огнем артиллерии. Оськин и Удалов за свои ратные подвиги удостоились звания Героев Советского Союза.

Еще более интересной оказалась судьба танка, стоящего в музейной экспозиции. В результате ночной атаки 2-го танкового батальона 53-й гвардейской танковой бригады у поселка за раз было захвачено 4 танка в полной сохранности. Среди них оказалась и командирская машина с башенным номером 502. Вместе с танками были захвачены документы. Тогда же стало известно, что немцы называют этот танк Königstiger, то есть бенгальский тигр. Правда, у нас Königstiger перевели как «Королевский Тигр», под этим обозначением машина и вошла в историю. Кстати говоря, американцы и англичане также перевели это обозначение как King Tiger. Танк с башенным номером 502 вместе с танком 102 доставили на НИБТ Полигон в Кубинку. Выяснилось, что танк обладает далеко не самой высокой надежностью. Обстрел танка с башенным номером 102 выявил, что не все хорошо и с броней. При обстреле снарядами калибра 122 и 152 мм наблюдалось растрескивание брони. Кроме того, отмечалось, что в результате попадания, даже если не происходило пробития, с высокой долей вероятности наносились повреждения коробке передач. В результате немецкий тяжелый танк оказался уязвим для систем, которые ставились на советские тяжелые танки и САУ. С бортов он оказался уязвим для бронебойных снарядов СУ-85, СУ-100 и Т-34-85.

Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B так и не стал полноценной заменой «Тигру». Их выпустили всего 489 штук, что почти в 3 раза меньше, чем тираж его предшественника. Эта машина является отличным примером того, в какой тупик зашло немецкое танкостроение. Особенно это хорошо чувствуется при сравнении его с появившимся весной 1945 года ИС-3. Советский танк, весивший в 1,5 раза меньше, имел надежную защиту от орудия немецкого оппонента.

В настоящий момент экспонат можно посмотреть на площадке № 1 музейного комплекса парка «Патриот».

Материал и архивные фотографии представил историк бронетанковой техники Юрий Пашолок.

Все новости